Импринтинг. Под термином «импринтинг» понимают психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ

(РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ)

Под термином «импринтинг» понимают психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенные периоды развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. Это малоизученное явление, описывающее влияние настоящего поведения родителей на будущее поведение детей. По механизму импринтинга могут формироваться целые шаблоны социального поведения. Существует предположение, что, проживая свою жизнь на глазах собственных детей, мы закладываем в них на подсознательном уровне некоторые стойкие поведенческие стереотипы, которые непременно будут реализованы во взрослой жизни. Специалисты, изучающие феномен утверждают, что наши дети неосознанно запечатлевают наши поведенческие образцы (хорошие и дурные). Они не воспроизводят их немедленно, но с высокой степенью вероятности будут воспроизводить, когда вырастут. Они будут использовать наши речевые обороты, эмоциональные реакции, пищевые привычки, будут (или не будут) курить, пьянствовать, употреблять наркотические вещества или антидепрессанты, они непроизвольно позаимствует у нас наши профессиональные навыки, формы проведения досуга, отношение к природе, к людям... И лишь где-то, в возрасте около двадцати лет они, может быть, смогут критически переосмыслить и корригировать эти поведенческие шаблоны.

Таким образом, совокупным результатом неблагоприятного влияния эндогенных факторов является преобладание «слабых звеньев» в структуре личности (в этом случае употребление наркотика выполняет задачу компенсации личностных аномалий и защищает уязвимые места).Этими «слабыми звеньями» могут быть:

§ отсутствие твердых мировоззренческих ориентиров и нравственных координат

§ отсутствие способности различения хороших и плохих взглядов и поступков

§ нарушение ценностно-смысловой организации личности

§ усвоение неправильных (а иногда и опасных) поведенческих стереотипов

§ стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности прогнозирования последствий собственных действий

§ проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности)

§ отсутствие или снижение мотивации достижений

§ низкая способность к рефлексии

§ незрелость эмоционально-волевой сферы

§ стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, «негативной» аффективностью, низким уровнем способности к сопереживанию и др.

§ неполноценная психосексуальная организация

§ агрессивность и нетерпимость

§ склонность к регрессивному поведению

§ неспособность к межличностному общению

§ подчиненность среде

§ неадекватное восприятие социальной поддержки

§ слабые адаптивные способности

дезадаптивные стратегии копинг-поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: