В России становление торговли относят к VIII—IX вв.
Центрами древнерусских городов были рынки (торг, торжище).
Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников.
Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X—XII вв. торговых посредников (посреднических групп) — прасолов, офеней, коробейников, купцов.
- Прасол — посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и направляет его в определенные торговые или сортировочные пункты, откуда этот товар поступает в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, мед, воск, смола, меха, лен, пенька.
- Офеня (коробейник) — странствующий торговец, развозящий повсюду мелочный товар. Если прасол максимально был приближен к производителям продукции, то офеня — к конечному покупателю.
- Купечество — особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т. е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
В Древней Руси употреблялись в основном два термина
|
|
- “купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и
- “гость” (купец, торгующий с другими городами и странами).
Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в.
Оплотом предпринимательства на Руси были города, где сосредоточивались товары.
Из городов они развозились и по стране, и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, т.н. погосты. На погостах совершались сделки, заключались договоры. Именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.
Купцы в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. Примечательно, что уже в 11-12 вв. за убийство купца полагалось гораздо более строгое наказание, чем за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство и процветание.
К ХI в. на Руси появился первый свод законов – Русская Правда, составленная Ярославом Мудрым, которая регулировала предпринимательство и отношения между предпринимателями и обществом. В Русской Правде регламентировались такие вопросы как краткосрочный и долгосрочный займы, торговый кредит, право неприкосновенности собственности; порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, банкротство (купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство).
Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20 % в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства.
|
|
В XII веке в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации.
Татарское иго затормозило развитие российского предпринимательства.
До XV-XVI в. предпринимательство в основном носило характер сельских промыслов: лыкодерство (изготовление мочал), звероловство, рыболовство, смолокурение, солеварение, железное дело и лесное пчеловодство.
Москва XV века отличалась обилием дешевых съестных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьян.
В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится деятельность купцов Строгановых, которые построили множество солеварниц на Кольской губе, вели торговлю с иностранными купцами, торговали с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения Сибири. Династия Строгановых прославилась не только строительством предприятий, храмов, но и меценатством.
Уже в XVI в. Россия обладала хорошо развитой торговой сетью. Именно в это время начался интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны – своеобразный прообраз всероссийского рынка. Смола, воск, меха, кожа, лён, лес, конопля, полотно, изделия из кожи и металла стали предметом торговли. К этому времени относится зарождение знаменитой Нижегородской ярмарки.
С XVIв. начинает активно развиваться торгово-промышленное предпринимательство, подкрепляемое купечеством. Зарождаются поколения предпринимателей.
В середине XVI в. начинают создаваться акционерные общества.
Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли:
- Английская торговая компания (1554, 1600 гг.),
- Голландская компания (1602 г.),
- компания Гудзонова залива (1670 г.).
В конце XVII в. возникают акционерные банки:
- Английский (1694 г.),
- банк Шотландии (1695 г.).
В это время собственность крупных семейных фирм распадается на сотни паев, происходит резкое разделение на мелкий и крупный бизнес.
В XVII-XVIII вв. появляются условия для развития малого, среднего и крупного бизнеса.