Смысл понятия «мотивация». Система категорий «потребность – мотив – стимул». Врожденные и приобретенные потребности, уровень притязаний. Мотивационная структура личности. Экономические и неэкономи-
ческие мотивы деятельности людей. Принципиальное отличие стимулирования от мотивирования.
Мотивационный процесс. Стадии мотивационного процесса: возникновение потребности; поиск путей удовлетворения потребности; определение целей (направления) действия; проблемы на пути осуществления действия; создание трудовой установки, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществленные действия; устранение потребности. Зависимость характера мотивационного процесса от инициирующих его потребностей.
Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория Альдерфера, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга.
Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера – Лоулера. Применение теории ожиданий в практике менеджмента. Индивидуальная и групповая мотивация.
|
|
Создание системы мотивации труда как важнейшая задача менеджмента.
Тема 12. Конфликтность в менеджменте, управление конфликтами
Природа конфликта в организации. Объективные и субъективные причины. Определение понятия. Организационный конфликт, его функции. Негативная и позитивная роли конфликтов.
Уровни конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Преодоление конфликта интересов высшего руководства компаний.
Причины конфликтов. Модель процесса конфликта. Инцидент как повод к началу конфликта. Управление конфликтной ситуацией и задачи менеджера. Структурные методы управления конфликтами. Стили разрешения конфликтов.
Природа стресса. Причины и предпосылки возникновения стресса в менеджменте: организационные (профессиональные), личностные. Методы снижения уровня стресса.
Тема 13. Контроль и регулирование