Структура и содержание учебной практики

В ходе учебной практики студенты должны решить следующие задачи:

- разработка структуры и создание необходимых баз данных, их заполнение и описание структуры баз данных;

- разработка входных и выходных форм, их описание для пользователя;

- разработка функционала системы (написание программного кода; среда программирования и язык любые);

- создание законченной автономной прикладной системы, ориентированной на конечного пользователя;

- составление документов: руководство пользователя и описание программы;

- оформление отчета о практике;

- защита отчета (при себе иметь разработанную программу и отчет о практике).

Руководство пользователя пишется для человека, работающего с созданным программным продуктом. Документ пишется в форме, доступной пользователю. Он не должен содержать терминов, понятных только программисту.

Руководство пользователя включает следующие разделы:

- назначение программы;

- условие выполнения программы;

- выполнение программного комплекса.

В разделе «Назначение программы» рекомендуется описать, для какой задачи используется созданное программное обеспечение.

Раздел «Условие выполнения программы» содержит описание требований к вычислительной технике и системному программному обеспечению.

Раздел «Выполнение программного комплекса» содержит следующие подразделы:

- основные операции, выполняемые по задаче. Этот подраздел содержит описание основных элементов диалога;

- примеры реализации основных функций пользователя. В этот подраздел включается описание последовательности операций при выполнении основных функций с ссылками на приложения, содержащие распечатки экранных форм и примеры входных и выходных документов.

Описание программы разрабатывается для программиста, осуществляющего сопровождение созданного программного продукта.

Этот документ предусматривает изложение материала, понятного профессиональному программисту.

Описание программы содержит следующие разделы:

- общие сведения. В этом разделе должно быть указано обозначение и наименование программы, программное обеспечение, необходимое для функционирования программы, а также язык программирования, на котором написана программа;

- описание логической структуры программы.

В разделе «Описание логической структуры программы» должны быть указаны:

- алгоритм программы;

- структура программы с описанием функций составных частей и связей между ними.

При описании алгоритма программы не всегда целесообразно представлять детальную блок-схему. Излишняя детализация может затруднить понимание алгоритма. Степень детализации должна быть такой, чтобы наглядно показать в динамике взаимодействие основных частей алгоритма.

Структурная схема программы позволяет определить статическое разбиение программы на составные части. Она повышает наглядность восприятия.

Описание структуры базы данных должно включать описание входных и выходных баз данных (должен быть перечень полей каждой базы с указанием их назначения, обозначения, используемого в программе, типа данных и размера, а также ограничений, налагаемых на вводимые данные). Должна быть схема, отражающая взаимосвязь баз данных.

Независимо от конкретной проблемы, можно выделить некоторые формальные требования, на которых защищается квалификация разработчика.

1. Устойчивость программы. Программа не должна терять работоспособности ни при каких, даже некорректных действиях пользователя. Всякие действия, грозящие потерей информации, выполняются только после повторного подтверждения. Вводимая информация там, где это возможно, подвергается логическому контролю.

2. Обеспечение целостности баз данных. При любых действиях пользователя базы не должны терять целостности (некорректность индексов, потеря ссылок в связях после удаления – добавления записей и т.д.).

3. Функциональная полнота. Должны быть реализованы все потребности пользователя.

4. Терминологическая среда и интерфейс. В диалоговых средствах используются только термины, понятные пользователю, и не используются термины разработчика («запись», «индексация» и т.д.). Появление служебных англоязычных сообщений недопустимо. Язык диалога – с соблюдением норм вежливости, цветовая гамма – по общепринятым рекомендациям.

5. Использование «горячих» клавиш. Средства помощи. В любой момент по нажатии клавиши F1 должен выдаваться текст помощи.

6. Входные и выходные документы. Экранные формы для ввода и корректировки должны быть максимально «похожими» на привычные пользователю документы.

7. Средства документации.

Кроме того, можно перечислить требования к организации и обслуживанию баз данных, соблюдение которых защищает квалификацию разработчика. Программный продукт должен обеспечивать выполнение следующих операций над базами.

1. Должно быть несколько связанных таблиц с использованием (по необходимости) связей «один к одному», «один ко многим».

2. Для облегчения просмотра и поиска используется упорядоченность с помощью индексации или сортировки.

3. Вся информация поддается просмотру и редактированию.

При прохождении практики студент обязан:

- соблюдать установленный режим работы;

- соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять указания и методические рекомендации руководителя практики;

- выполнять задания в срок;

- подготовить черновой вариант отчёта о практике.

В течение первых двух недель после окончания сроков практики студент обязан представить руководителю отчёт на проверку (форма титульного листа представлена в Приложении А).

Оценка по практике (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики по неуважительной причине или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренным уставом вуза.


ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

1) Личная библиотека. Картотека домашней библиотеки: выходные данные книги (авторы, названия, издательство и т.д.), раздел библиотеки (специальная литература, хобби, домашнее хозяйство, беллетристика и т.д.), происхождение и наличие книги в данный момент, субъективная оценка книги. Выбор книг по произвольному запросу; инвентаризация библиотеки.

2) Бюро знакомств. База потенциальных женихов и невест: пол, регистрационный номер, дата регистрации, сведения о себе, требования к партнёру. Выбор подмножества подходящих кандидатур, подготовка встреч (формирование приглашения для знакомства). Перенос в архив пар, решивших свои семейные проблемы, удаление клиентов, отказавшихся от услуг.

3) Биржа труда. База безработных: анкетные данные, профессия, образование, место и должность последней работы, причина увольнения, семейное положение, жилищные условия, контактные координаты, требования к будущей работе. База вакансий: фирма, должность, условия труда и оплаты, жилищные условия, требования к специалисту. Поиск и регистрация вариантов с той и другой стороны; формирование объявлений для печати, удаление в архив после трудоустройства, полное удаление при отказе от услуг.

4) Касса аэрофлота. Расписание: номер рейса, маршрут, пункты промежуточной посадки, время отправления, дни полёта. Количество свободных мест на каждом рейсе. Выбор ближайшего рейса до заданного пункта (при наличии свободных мест), оформление заданного числа билетов по согласованию с пассажиром (с уменьшением числа свободных мест), оформление посадочной ведомости.

5) Справочник покупателя Магазин с одним продавцом. Компьютер вместо кассового аппарата. База наличия товаров: наименование, единица измерения, цена единицы, количество, дата последнего завоза. Регистрация поступления товара (как старых, так и новых наименований). Оформление покупки: выписка чека, корректировка базы. Инвентаризация остатков товара с вычислением суммарной стоимости.

6) Склад. База товаров, хранящихся на складе: наименование, единица измерения, цена единицы, количество, дата последнего завоза. Регистрация поступления товара (формирование приходной накладной) и отгрузки (расходная накладная). Вывод инвентарной ведомости.

7) Касса автовокзала. Расписание автобусов: номер рейса, конечный и промежуточный пункты, время отправления. Количество свободных мест на каждом рейсе. Выбор ближайшего рейса до заданного пункта (при наличии свободных мест), оформление билетов, оформление посадочной ведомости. Предварительная продажа, возврат билетов.

8) Администратор гостиницы. Список номеров: класс, число мест. Список гостей: паспортные данные, даты приезда и отъезда, номер. Поселение гостей: выбор подходящего номера (при наличии свободных мест), регистрация, оформление квитанции. Отъезд: выбор всех постояльцев, отъезжающих сегодня, освобождение места или оформление задержки с выпиской дополнительной квитанции. Возможность досрочного отъезда с перерасчетом. Поиск гостя по произвольному признаку.

9) Справочник меломана. База групп и исполнителей; база песен; база дисков с перечнем песен (в виде ссылок). Выбор всех песен заданной группы; всех дисков, где встречается заданная песня и т.п..

10) Шеф-повар. База рецептур блюд: раскладка, рецепт приготовления. База продуктов на складе: наименование, цена, количество. Формирование меню на день (на заданное число персон); званый ужин. Проверка достаточности запасов: формирование расходной накладной на склад, корректировка запасов.

11) Зачисление абитуриентов. База абитуриентов; анкетные данные, совокупность оценок на вступительных экзаменах, готовность учиться на договорной основе. Выбор для зачисления заданного количества абитуриентов; формирование для собеседования списка тех, кто набрал предельный проходной балл, но не может платить за образование.

12) Справочник абитуриента. База вузов: наименование, адрес, перечень специальностей, конкурс прошлых лет по каждой специальности (дневной, вечерней, заочной форм), размер оплаты при договорном обучении. Выбор по разным критериям: все о данном вузе; все о данной специальности, поиск минимального конкурса по данной специальности или вообще.

13) Сбербанк. Сведения о вкладчиках банка: номер лицевого счета, категория вклада, паспортные данные, текущая сумма вклада, дата последней операции. Операции приема и выдачи любой суммы, автоматическое начисление процентов.

14) Ломбард. База хранимых товаров и недвижимости: анкетные данные клиента, наименование товара, оценочная стоимость; сумма, выданная под залог, дата сдачи, срок хранения. Операции приема товара, возврата, продажи - по истечению срока хранения.

15) Справочник работника ГИБДД. Марка, цвет, заводской и бортовой номера, дата выпуска, особенности конструкции и окраски, дата последнего техосмотра транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, прицепа и т.д.), паспортные данные владельца. Выбор транспортных средств по произвольному шаблону. Формирование приглашений на техосмотр в соответствии со сроком.

16) Справочник владельца видеотеки. База видеофильмов: название, студия, жанр, год выпуска, режиссер, исполнители главных ролей, краткое содержание, субъективная оценка фильма. Факт наличия фильма в видеотеке. Оформление выдачи и возврата кассеты.

17) Справочник фаната. База спортсменов: анкетные и антропологические данные, гражданство, происхождение, вид спорта, клуб или команда, данные о личном рекорде или победах и так далее. Выбор по произвольному признаку. Поиск рекордсмена в заданном виде спорта, просмотр данных о его карьере.

18) Справочник радиолюбителя. Базы справочных данных транзисторов, диодов, тиристоров и так далее: марка, характеристики, предельно допустимые условия эксплуатации, цена, учет взаимозаменяемости и т.д. Подборка по заданным требованиям. Статистика.

19) Справочник коммерческих банков. Наименование, адрес, статус (форма собственности), условия хранения средств на лицевом счете (годовые проценты для различных видов вкладов). Выбор банка с наибольшим процентом для заданного типа вкладов (с расшифровкой) и т.п.

20) Справочник начальника тюрьмы. Анкетные данные заключенных, статья, срок, дата заключения под стражу, камера, сведения о родственниках, особенности характера. Формирование статистических сводок о составе, выбор по произвольному признаку.

21) Справочник командира. Список подчиненных военнослужащих: анкетные данные, адрес родителей, гражданская профессия, образование, звание и дата его получения, должность, подразделение, форма службы (для срочнослужащих), особенности характера и отношение к службе. Формирование списков: заданного подразделения, офицерского состава, новобранцев и т.д.

22) Риэлтерская контора (купля-продажа жилья). База предложений: район и адрес, характеристика дома и квартиры, запрашиваемая стоимость, координаты заявителя. База спроса: требования покупателя к жилью (возможно несколько вариантов, допустимые диапазоны), финансовые возможности, координаты заявителя. Подбор вариантов для той и другой стороны, автоматизированный поиск взаимоприемлемых вариантов. Пример запроса покупателя: однокомнатная, до 100 тыс. руб., Поток и Новосиликатный не предлагать.

23) Очередь на жилье. Список очередников на получение и улучшение жилья: дата поступления в фирму, дата подачи заявления, состав семьи, жилищные условия на дату подачи заявления, внеочередное и первоочередное улучшение, пожелания на район и др. Реализация распределения получаемого муниципального жилья: удовлетворение подходящих очередников, переселение следующих в освободившиеся квартиры. Добавление заявителей и удаление выбывших и удовлетворенных.

24) Автосалон. База новых и подержанных отечественных и иностранных автомобилей: марка, год выпуска, технические характеристики, особенности исполнения, техническое состояние, запрашиваемая цена. База покупателей: контактные координаты, требования к марке, техническим характеристикам и техническому состоянию, финансовые возможности. Автоматизация подбора вариантов для покупателя, формирование заявки для поставщиков и перегонщиков.

25) Каталог радиодеталей (справочник радиомастера). Модели бытовой аудио-, и видеотехники; для каждой модели – каталог радиодеталей, использованных в ней (резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, чипы и т.д.). Многие детали используются в разных моделях; некоторые детали односторонне (например, вместо резистора 10К 0, 25Вт, но не наоборот) или двухсторонне (транзисторы с близкими характеристиками) заменяемы. Учет наличия деталей на складе, поиск подходящих деталей для ремонта.

26) Справочник любителя живописи. Художники с анкетными данными и стилями. Картины со ссылкой на художников, датой создания, жанром. Коллекционеры и музеи: наличие оригиналов картин и копий. Аукционы и комиссионки: дата проведения, список выставленных шедевров и цены на них. Собственная коллекция. Формирование перечня коллекционеров, музеев, аукционов или комиссионок по заданным требованиям.

27) Записная книжка. Анкетные данные, адреса, телефоны, место работы или учёбы, должность знакомых, коллег и родственников, характер знакомства, деловые качества и т.д. Автоматическое формирование поздравления с днём рождения (по текущей дате). Упорядочение по алфавиту и по дате последней корректировки. Поиск по произвольному шаблону.

28) Отдел кадров. База данных о сотрудниках фирмы: паспортные данные, образование, специальность, подразделение, должность, оклад, даты поступления в фирму и последнего назначения и т.д. Выбор по произвольному шаблону. Сокращение штатов: выбор для увольнения лиц пенсионного и предпенсионного возраста, подготовка приказа.

29) Справочник лекаря. База болезней: название, симптомы, процедуры, перечень рекомендуемых лекарств с указанием требуемого количества. База медикаментов на складе: название, количество, взаимозаменяемость. Формирование рецепта после осмотра больного, проверка наличия лекарств, корректировка запасов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: