Система управления качеством продукции

Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции должно удовлетворять общественные и личные потребности. Свойство продукции — это объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

В зависимости от степени проявления того или иного свойства, составляющего качество продукции, меняется его оценка. Степень проявления каждого свойства продукции оценивается посредствам характеристик, называемых показателями качества. Показатель качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Наименование показателя определяет характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность и т.д. В зависимости от свойств продукции показатели качества могут быть отнесены к одному из двух классов:

• могут быть измерены объективными средствами — мощность, скорость, вес, напряжение и т.д.;

• нельзя определить объективными средствами вкус продуктов, внешний вид, запах и т.д.

Управление качеством продукции — это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование. Под условиями повышения качества продукции понимаются обстоятельства, среда, в которых действуют факторы улучшения качества. Международная организация по стандартизации (ISO) приняла комплекс международных стандартов серии 9000 «Управление качеством продукции»: 9000—9004. В этих стандартах были сформулированы основные принципы систем качества, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин. Цель постоянного улучшения качества продукции может быть следующей:

• улучшение параметров продукции;

• повышение стабильности качества изготовления;

• снижение издержек.

31. Система планов на предприятии и их взаимосвязь

В хозяйственной практике предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

-по содержанию (технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и др.)

-по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии (корпоративное и заводское - на высшем уровне управления).

На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

-по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

-по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

-по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

-по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

-по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

-по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

32 Принципы, методы и процедуры разработки планов

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.

В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

33. Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.

Стратегическое планирование имеет следующие характерные черты:

1.Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.

2..Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.

3.Стратегическое планирование разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4.Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

5.В большинстве организаций считают, что функция планирования

6.может быть усовершенствована


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: