Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
6. Кризис 17 лет.
Рене Заззо – система воспитания и обучения детей:
1. раннее детство (до 3-х лет);
2. дошкольное детство (3 - 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных навыков;
4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
5. высшее образование;
Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская сексуальность, З.Фрейд.
1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все, приносящее телесное удовольствие.
1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность, требовательность;
2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть, развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности, сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
4 стадия – латентная (5-12 лет) - прерывается сексуальное развитие; интерес на общение с друзьями;
5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному общению;
Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая деятельность:
Группа деятельности, которая ориентирует на нормы отношений между людьми: эмоциональное общение младших, ролевые игры дошкольников, интимно-личное общение подростков, то есть система отношений: «ребенок – общение взрослых» или «человек – человек» 2 группа деятельности предметно-манипулятивная: учебная деятельность, учебно-профессиональная. Система отношений «ребенок – общественный предмет»
Здесь формируется мотивационно - потребностная сфера Интеллектуально-познавательная сфера.
2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее интенсивного развития:
в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;