Общение и деятельность как ведущие формы активности в процессе возрастного развития

Деятельность-это система взаимодействия субъекта с миром в процессе которой происходит возникновение психического образа этого мира опосредствующей предметную деятельность и ориентированную его в предметном мире. Первым основным понятием механизма психического развития (R) является так называемая социальная ситуация R ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация R — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в R ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути R ребенка, виды деятельности, при­обретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации R, т. е. сложившейся средой взаимоотношений ребенка со взрослыми (Выготский). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией R. Именно в рамках -ой ситуации R возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельностей (ВД). Каждая стадия психического R ребенка (каждая новая социальная ситуация R) характеризуется соответствующим типом ВД. Признаком перехода от одной стадии к др. является изменение ведущего типа деятельности. ВД характеризует опреде­ленный этап R, выступает значимым крите­рием для его диагностики. ВД не появляется сразу, а проходит свое R в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде R новой ВД не отменяет предшествующую. ВД обусловливает основные изменения в психическом R, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности: 1.Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с др. людьми и хва­тание в качестве основы мануальных и предметных действий; 2.Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (1-3 лет); 3.Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (3-6 лет);4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет. Основное новообразование - осознание себя субъектом по­знания (Выготский); 5.Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учеб­ной, спортивной, художественной и т. д.). Каждый вид ВД по­рождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. В рамках ВД происходит тре­нировка и R всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психологические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис R.6.Труд в возрасте средней взрослости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: