Общая схема возрастного в зрелом возрасте
(ОТ 20 ДО 60 ЛЕТ)
Социальная ситуация развития
| Связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.
|
Ведущий вид деятельности
| Трудовая деятельность. Главными задачами возраста является профессиональное самоопределение и создание семьи. Проблема помощи родителям и детям.
|
Центральные новообразования
| Производительность – заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.
Порождение – продолжение рода.
|
Познавательное развитие
| Умственные способности не снижаются, а наоборот, у многих увеличиваются. Это, в первую очередь, касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями.
Развитие формального мышления обусловлено в определённой степени спецификой образа жизни и профдеятельности конкретного человека.
|
Личностное развитие
| Развиваются такие личностные качества как
умение брать на себя ответственность;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремлённость;
защита системы собственных принципов;
формирование индивидуального личностного стиля;
трезвость в оценках.
Обычно в этот период происходит самореализация.
|
Социальное развитие
| Стабилизация круга общения.
Повышенная социальная активность.
Желание занимать определённую статусную позицию, демонстрировать уровень своих достижений (образование, профессия), нести ответственность за свои решения и поступки.
|
Кризисы развития
| Кризис 30 лет – рассогласование между жизненными планами человека и реальной возможностью осуществления задуманного, что ведёт к пересмотру системы ценностей.
Кризис 40 лет, кризис середины жизни – чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности, застою и личностному опустошению. Кризис смысла жизни, человек пытается переосмыслить жизненные цели и обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях.
|