Социальная ситуация развития
| Прекращение трудовой деятельности, ограничение взаимодействия с другими людьми, «посвящение себя самому себе». Процесс старения, генетически запрограммированный. И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости:
· активная, творческая старость – уходя на пенсию люди позднего возраста продолжают оставаться полезными обществу. В основном, творческие и научные работники, медики, учителя. Как правило, имеют сильно развитое чувство долга;
· старость, посвящённая любимому делу, на которое прежде не доставало времени. Этим делом может стать какое – либо увлечение, самообразование, путешествия;
· старость, реализующая себя в семье – забота о детях, внуках;
· старость, посвящённая заботам о собственном здоровье – типична физическая активность, нереализованность в семье, беспокойство по поводу наступления старости и стремление её предотвратить;
· агрессивная старость – недовольная и критикующая всех по праву возраста. Это кризисное течение позднего возраста. Обычно сопровождает людей, ощущающих упущенные возможности, с низкой продуктивностью зрелой жизни.
|
Ведущий вид деятельности
| Досуговая. А также трудовая и послепрофессиональная деятельность
|
Центральные новообразования
| мудрость – зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание; чувство принадлежности к группе, общности с другими людьми; мужество быть несовершенным; ощущение себя человеком; оптимизм.
|
Познавательное развитие
| Большинство сенсорных функций существенно ухудшается, больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Ухудшается механическое запоминание, образная память. Лучше сохраняется логическая и эмоциональная память, а также долговременное запоминание. Внимание ослабевает. Обостряется интуиция.
|
Личностное развитие
| Развивается такое качество личности как интегративность –целостность личности, выражается во всевозрастающей личностной уверенности в своей склонности к порядку, в принятии своего единственного жизненного пути, новая любовь к своим родителям. Происходит самоактуализация Я и ориентация на творческую активность. Ведущие потребности – телесные, потребность в безопасности и надёжности.
Или развивается переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, прожита не так, как хотелось и планировалось.
|
Социальное развитие
| Происходит сужение социальных связей с прекращением обязательной проф. Деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной кагорты сверстников, с нарастающей усталостью от социальных контактов. Проблема одиночества. Осознание отчуждения от последующих поколений, переживается болезненно, особенно при отсутствии социальной поддержки старости.
|
Кризисы
развития
| Кризис ухода на пенсию – происходит снижение своего социального статуса, нарушение привычного жизненного режима и уклада жизни, ускоряющееся биологическое старение.
Кризис смерти – кризис индивидуального существования, потеря близких людей, беспомощность, последнее критическое событие в жизни человека.
|