Типичные ошибки в восприятии руководителем своих сотрудников: «эффект ореола», «эффект новизны» и др

Под восприятием в психологии понимается непосредственное отражение действительности органами чувств, субъективный об­раз предмета, явления, человека.

От правильного восприятия людей руководителем во многом зависит характер их взаимоотношений. Наиболее частые ошибки восприятия:

• «эффект ореола», первого впечатления — сложившееся ранее общее благоприятное представление о человеке необосно­ванно переносится на те его качества, которые еще неиз­вестны. Так, иногда полагают, что человек, хорошо зареко­мендовавший себя на рядовой, исполнительской должности, обязательно станет и хорошим руководителем, хотя о на­личии у него специфических качеств, необходимых руко­водителю, ничего не известно. Путь избавления от ошибок подобного рода — более глубокое изучение человека, его личностных качеств;

• «эффект первого впечатления» — переоценка роли, значи­мости первой информации о человеке. Между тем первое впечатление часто бывает обманчивым. Выход состоит в том, чтобы, не делая окончательных выводов, учитывать не только первую, но и последующую информацию о че­ловеке;

• эффект стереотипа» — стремление упростить получен­ную информацию о человеке, оценить его по привычному шаблону.

Путь преодоления этой ошибки — избавление от шаблонов, более глубокое понимание того факта, что среди множества людей невозможно найти даже двух полностью одинаковых, что каждый человек неповторим, уникален и требует к себе индивидуального, а не стереотипного подхода.

Необходимость избегать подобных ошибок восприятия — важ­нейшая психологическая задача руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: