Имеет отношение к отражению временных характеристик.
Последовательное отражение.
Особенности восприятия человека:
- восприятие речи;
- восприятие музыки.
Восприятие речи – воспринимаем целый набор характеристик (пр: мужчина/женщина; взрослый/ребенок, и т.д.).
Доминирующая роль в восприятии речи:
- отражение фонематических звуков.
Связано с мышлением (в очень явной форме).
Восприятие музыки – восприятие звуковысотных отношений (высоты звуков), ритмичной картины (звуки - паузы).
Моторика:
- внутреннее пропевание, проговаривание + само восприятие.
- более крупные движения – пр: вытягивание шеи, движения уха, и т.д.
Наблюдение – активность субъекта, присутствует момент произвольности, связано с вниманием.
Активная интеллектуальная работа (приходится анализировать, интерпретировать).
Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Думающее восприятие.
Организованное восприятие.
Наличие цели, программы, фиксации данных наблюдения.
|
|
Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса худ. творчества, и т.п.
Основное условие научного наблюдения – объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного Н., либо применения иных методов исследования (напр, эксперимента).
Наблюдательность – способность замечать характерные особенности, иногда малозаметные.
Важное профессиональное качество в разных видах деятельности (техническая, биологическая, психологическая наблюдательность).
Важно учить наблюдать и формировать наблюдательность.
Наблюдательность основывается на интеллектуальном развитии. Приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость.
Включает в себя работу разных анализаторов и мышление.
Развитие наблюдательности – важная задача формирования адекватного восприятия действительности.
18. Виды восприятия по формам существования материи; восприятие пространства, движения, времени.
- отражение разных пространственных характеристик.
Пространственные характеристики.
1. Величина.
2. Удаленность объекта.
3. Объемные характеристики.
4. Форма объекта, и т.д.
Величина. (Ананьев)
- совместная работа разных анализаторов.
Место:
1. зрительный анализатор (главный).
2. осязание.
3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав).
+ момент осмысленности (умозаключение, мышление).
Зрительный анализатор – изображение на сетчатке:
Механизмы:
Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.
Конвергенция – сведение зрительных осей.
Восприятие глубины (объемности) и удаленности.
|
|
Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.
Механизмы:
Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)).
Оптимальная диспаратность.
Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках.
Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема).
Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное.
Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться.
Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.
Форма.
Зрительная или осязательная.
- объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона.
Для определения формы – активные движения.
Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном.
На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние.
Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.