Слуховое восприятие. Имеет отношение к отражению временных характеристик

Имеет отношение к отражению временных характеристик.

Последовательное отражение.

Особенности восприятия человека:

- восприятие речи;

- восприятие музыки.

Восприятие речи – воспринимаем целый набор характеристик (пр: мужчина/женщина; взрослый/ребенок, и т.д.).

Доминирующая роль в восприятии речи:

- отражение фонематических звуков.

Связано с мышлением (в очень явной форме).

Восприятие музыки – восприятие звуковысотных отношений (высоты звуков), ритмичной картины (звуки - паузы).

Моторика:

- внутреннее пропевание, проговаривание + само восприятие.

- более крупные движения – пр: вытягивание шеи, движения уха, и т.д.

Наблюдение – активность субъекта, присутствует момент произвольности, связано с вниманием.

Активная интеллектуальная работа (приходится анализировать, интерпретировать).

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Думающее восприятие.

Организованное восприятие.

Наличие цели, программы, фиксации данных наблюдения.

Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса худ. творчества, и т.п.

Основное условие научного наблюдения – объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного Н., либо применения иных методов исследования (напр, эксперимента).

Наблюдательность – способность замечать характерные особенности, иногда малозаметные.

Важное профессиональное качество в разных видах деятельности (техническая, биологическая, психологическая наблюдательность).

Важно учить наблюдать и формировать наблюдательность.

Наблюдательность основывается на интеллектуальном развитии. Приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость.

Включает в себя работу разных анализаторов и мышление.

Развитие наблюдательности – важная задача формирования адекватного восприятия действительности.

18. Виды восприятия по формам существования материи; восприятие пространства, движения, времени.

- отражение разных пространственных характеристик.

Пространственные характеристики.

1. Величина.

2. Удаленность объекта.

3. Объемные характеристики.

4. Форма объекта, и т.д.

Величина. (Ананьев)

- совместная работа разных анализаторов.

Место:

1. зрительный анализатор (главный).

2. осязание.

3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав).

+ момент осмысленности (умозаключение, мышление).

Зрительный анализатор – изображение на сетчатке:

Механизмы:

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

Конвергенция – сведение зрительных осей.

Восприятие глубины (объемности) и удаленности.

Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.

Механизмы:

Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)).

Оптимальная диспаратность.

Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках.

Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема).

Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное.

Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться.

Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.

Форма.

Зрительная или осязательная.

- объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона.

Для определения формы – активные движения.

Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном.

На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние.

Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: