- соотношение движений/скорость. Наложение скоростей друг на друга (пример: бежать параллельно ходу машины).
1. Зрительный анализатор – главный. Перемещение изображения на сетчатке.
2. Слух (усиление – исчезновение звука).
3. Двигательный анализатор (скорость поворота головы, скорость своего движения).
+ опыт и умозаключения (непосредственное восприятие отличается от умозаключения восприятия (движение в разных направления – эффект большей скорости, чем на самом деле)).
Восприятие времени.
- организм способен реагировать на временные интервалы.
Основа:
- ритмически протекающие процессы организма.
(У животных можно выработать рефлекс на время).
Временная дифференциация.
Складывается из опыта и умозаключений (пример: неделя состоит из 7 суток, есть месяц, год, и т.д.).
Можно научить человека различать 1/20 сек. от 1/18 сек.
Фактор субъективного порядка.
- состояние ожидания (медленно).
- Работа с какими-то интересными занятиями (быстро).
Возраст влияет на оценку времени.
|
|
19. Понятие, функции, физиологические основы и виды памяти.
Понятие о памяти.
Память – это познавательный процесс. Двойное отражение. Представленческий уровень. Промежуточное место между чувственным познанием и мышлением.
Память – поставщик информации из чувственного к мышлению.
Фиксирует (мысли, ощущения) -> накопление.
Включена в мыслительный процесс.
Иногда (в известной мере) может подменять мышление (зазубривание).
Явление сложное. Состоит из ряда процессов:
1. Запоминание/запечатление.
2. Сохранение.
3. Воспроизведение.
4. Забывание.
Неумение забывать – проблема. Захламление памяти.
Связь с другими познавательными процессами:
- память – важнейшее связующее звено, связывающее сенсорно-перцептивный уровень и речемысдительный.
Память фиксирует чувственное представление, а затем передает выше. Существует и обратная связь.
Память имеет автономное отношение и к чувственному познанию и мышлению (она обслуживает их).
Процесс мышления опирается на работу памяти.
Память непосредственно связана с опытом. Накопление социального опыта – важнейшая составляющая развития психики.
Познавательное значение – со временем детали стираются. Остается только главное.
Общее значение – играет большую роль в формировании личности.
(Нечто, определяющее поведение).
Память характеризует личность: нарушение памяти – разрушение личности.
Знание переходит в убеждение. Формирование норм поведение через память.