1. НС обладает способностью сохранять следы.
2. НС обладает способностью консолидации следов (закрепление).
3. Условные связи.
Образование, закрепление, оживление, торможен. нер-ых св-ей.
Павлов показал, что в основе ассоциаций лежат времен-е связи.
Ассоциации: психические явления, психологические явления.
1. по похожести.
2. по контрасту (день - ночь).
3. по смежности.
4. Реверберирующие круги (в основе работы памяти).
Реверберация – отражение. Образуются замкнутые круги/нейроны, связанные друг с другом -> возбуждение идет легче.
Основа перехода кратковременной памяти в долговременную.
5. Биохимический механизм, лежащие в основе памяти (в частности – изменение РНК и ДНК).
6. Вторая сигнальная система.
К памяти имеет отношение опорная ткань мозга – глия. Придает стабильность процессам, протекающим в нейронах, участвует в сохранении следов.
Виды памяти.
I. По степени произвольности/по целям.
1. Непроизвольная память (бывает непроизвольное воспроизведение) – может бить весьма эффективна.
|
|
2. Произвольная (бывает произвольное воспроизведение).
II. По характеру психической активности.
1. Двигательная (танцор, балерина, пианист, водитель,…).
2. Эмоциональная.
3. Образная (сенсорно-перцептивная):
- зрительная;
- слуховая;
- обонятельная;
- вкусовая;
- осязательная.
4. Словесно-логическая.
III. По временному признаку и участию памяти в решении насущных задач.
1. Кратковременная (смысл уловлен – слова выпадают).
2. Долговременная (при повторении кратковременной. Стихи.).
3. Оперативная (работает и кратковременно и долговременно) – обслуживает ситуативную деятельность.
IV. По степени участия мышления.
1. Осмысленная (ассоциативная).
2. Механическая (пр: запом. телефона, зубрежка).