Виды общения. 2. Коммуникативная сторона общения

ТЕМА 4. ОБЩЕНИЕ

План лекции.

1. Понятие общения.

2. Коммуникативная сторона общения.

ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ

Потребность в общении, относится к числу основных потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Наиболее простая модель общения: субъект – субъект. В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Если рассмотреть, по поводу чего люди общаются, то возможны четыре цели:

- цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

- цель общения заключена в нем самом;

- цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

- цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

Деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой.

Виды общения

Общение различается по:

ü количеству участников: межличностное общение - это общение между индивидами; групповое общение - это общение между группами (организованными), и массовое общение, если группы неорганизованные.

ü способу общения: вербальное общение - это общение с помощью языка; невербальное общение - это общение с помощью других средств получения и передачи информации.

ü положению общающихся.: контактное общение - это общение с помощью личных контактов людей; дисконтактное общение - общение с помощью средств массовой информации.

ü условиям.: официальное общение - общение в рамках социально организованных встреч; неофициальное общение - общение по личной инициативе.

В общении выделяют также следующие позиции:

- доброжелательная (принятия собеседника);

- нейтральная;

- враждебная (непринятия собеседника):

- доминирование, или «общение сверху»;

- общение «на равных»;

- подчинение, или позиция «снизу».

Различают 4 вида речевой деятельности:

Говорение и написание – участвуют в производстве текста (передача информации),

Слушание и чтение (восприятие текста, заложенной в нем информации).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);

· перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: