Развития личности

Становление полноценной, то есть созидающей, творческой личности – процесс длительный, сложный и противоречивый. Начинается он с момента рождения и продолжается (в норме) в течение всей жизни. Остановка в психическом развитии ведет, как правило, к деградации, распаду личности.

Личность конкретного человека, являющегося членом человеческого общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и формирования. Эти законы выражают отношение каждого человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно состоит в определенных отношениях с другими членами общества, с различными группами и слоями общества. Вот эти‑то общественные отношения личности с обществом и являются тем фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность. То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события, усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками, присущими только конкретной личности свойствами, особенностями.

Личность формируется под влиянием психологии того общества, той социальной группы, с членами которой он находится в равных условиях. Поэтому понятно, что образ жизни личности, ее взгляды, идеалы, направленность творчества, поведение определяются жизненными условиями, в которых она находится.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития психики и формирования свойств личности, разработанных в отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие), следует отнести положение о решающей роли деятельности в этом процессе. Только в деятельности, вначале игровой, а затем учебной и трудовой, развиваются органы чувств и познавательные психические процессы, чувства и воля, черты характера и способности, потребности и мотивы поведения, формируются убеждения и мировоззрение. Всякая деятельность специфична по своему характеру и соответственно влияет на развитие психики и формирование личности.

Человеческая личность развивается, прежде всего, не за счет наследственно закрепленных механизмов или сугубо личного опыта, а за счет социального опыта.

Формирование личности представляет собой процесс целенаправленный и организованный. Целенаправленным он называется в том смысле, что заранее определен образ человека, черты которого общество стремится сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования человеческой личности – одна из важнейших задач психологической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: