Охрана окружающей среды
Постоянный рост количества автомобилей оказывает определённое отрицательное влияние на окружающую среду. Миллионы автомобилей загрязняют и отравляют атмосферу отработавшими газами, особенно в крупных городах, где движение транспорта очень интенсивно.
При работе атмосферного двигателя в атмосферу выбрасываются газы, содержащие более шестидесяти компонентов вредных веществ, в том числе токсичные: оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, сажа и др., а при использовании этилированных бензинов — соединения свинца.
Уменьшить токсичность отработавших газов можно применив ряд конструктивных мер:
- выбор режимов работы двигателя и регулировка топливной аппаратуры;
- поддержание исправного состояния автомобиля в целом;
- работа автомобиля на обеднённых смесях и т.п.;
- специализированными мероприятиями (фильтрацией и нейтрализацией отработавших газов).
С целью уменьшения загрязнения атмосферы совершенствуются существующие двигатели, разрабатываются новые типы и конструкции ранее используемых двигателей, исследуются возможности замены двигателей внутреннего сгорания на другие виды энергетических установок.
В России установлены допустимые нормы содержания вредных компонентов в отработавших газах для двигателей автомобилей, выпускаемых промышленностью и находящихся в эксплуатации.
Автомобильный транспорт является также одним из основных потребителей нефтепродуктов. Нефтепродукты, различные кислоты и щёлочи, применяемые в эксплуатации и ремонте автомобильного транспорта, попадая в сточные воды, отравляют водоёмы. Загрязнение воды делает её не только непригодной для использования и наносит непоправимый ущерб всей природной среде, с которой она соприкасается. В нашей стране вопросу охраны природы и в частности охране водных ресурсов придаётся особое значение, осуществляются необходимые меры по предотвращению вредных сбросов загрязнённых сточных вод, применяется различная очистка водоёмов, совершенствуются технологические процессы для экономного расхода воды [3].
Охрана труда
Любое автотранспортное предприятие (АТП) связано с наличием тех или иных опасных и вредных факторов. При эксплуатации стенда для испытания коробок передач необходимо рассмотреть все опасные и вредные факторы при работе стенда. Опасные и вредные производственные факторы, сопровождающиеся в работе обслуживающего персонала стенда для испытания коробок передач, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Опасные и вредные производственные факторы
Опасные и вредные производственные факторы | Рабочее оборудование | ССБТ, СНиП |
1 Недостаточная освещённость рабочего места | Испытательный стенд | СП 52.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» [6] |
2 Повышенный уровень вибрации | Электродвигатель | ГОСТ 12.1.012-2004 «Вибрационная безопасность. Общие требования» [6] |
3 Повышенный уровень шума на рабочем месте | Электродвигатель | ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности» [6] |
4 Электрический ток | Электродвигатель | ГОСТ 12.1.030-81 актуализирован 01.11.2014 г. ССБТ «Электробезопасность. Защитное заземление, зануление» [6] |
Шумозащита при эксплуатации стенда для испытания коробок передач дополнительная не требуется, так как работа электродигателя при данных нагрузках и остального привода не сопровождается шумом с уровнем звукового давления выше 40 дБ. Этот уровень соизмерим с уровнем звукового давления обычного разговора.
При прохождении электрического тока через организм человека или воздействия электрической дуги возникают электротравмы, которые по признаку поражения делятся на электрические удары и травмы. В первом случае происходит поражение всего организма, особенно, его внутренней части. Во втором – местное поражение кожи, мышц и других частей тела. На основе исследования практического опыта можно принять допустимый интервал времени прохождения электрической цепи через тело человека от 0,01 до 2 сек. Для обеспечения безопасности при прикосновении к частям электроустановок, не находящихся под напряжением устанавливают защитное заземление [1, 5].
Рассмотрим расчёт простого заземляющего устройства для установки с напряжением до 1000 В [2]. Вычисления проводим по методу допустимого сопротивления растеканию тока заземлителей. Величина сопротивления заземления должна составлять 4 Ом. Следовательно, принимаем дополнительные заземления.
Дано: =0,5 м; t =1,5 м; d =0,1 м; =32 Ом×м; R доп=4,0 Ом; z =5,0 м; К c=1,75.
Решение.
1. Определяем сопротивление одиночного заземлителя по формуле
R =0,366 , (1)
R =0,366 (Ом).
С учетом коэффициента сезонности определяется сопротивление заземлителя в наиболее тяжелых условиях определяется по формуле 2
R 1= R × К c, (2)
R 1= 24,27×1,75=42,48 (Ом).
где К с – коэффициент сезонности (принимая в качестве расчетной наиболее неблагоприятную величину). К c=1,75.
2. Определяем потребное количество заземлителей с учетом явления взаимного экранирования R доп.=4 Ом.
n = , (3)
n = . Принимаем n»11 шт.
3. Рассчитаем сопротивление соединительной полосы по формуле
R n=0,366 , (4)
где b – ширина полосы (м), b =0,04м;
h – глубина заложения полосы (м), h =0,5 м.
R n=0,366 (Ом).
4. Рассчитываем длину полосы в ряд по формуле
=1,05 z (n -1), (5)
=1,05×5×(11-1)=52,05 м.
5. С учетом коэффициента сезонности определяется сопротивление полосы в наиболее тяжелых условиях по формуле
R 1n= R n× Кс (6)
R 1n= R n× Кс =1,21×1,75=2,12 Ом
6. Сопротивление заземления с учетом проводимости соединительной полосы определяется по формуле
R 3= (7)
R 3= .
где hТР – коэффициент использования труб;
hп – коэффициент использования соединительной полосы.
Таким образом, система заземления включает 11 одиночных заземлителей, объединённых соединительной полосой. Общее сопротивление заземляющего контура составляет – 1,68 Ом. Расчётное результирующее сопротивление заземляющего устройства удовлетворяет требованиям ПУЭ и является безопасным при эксплуатации стенда.
Произведем расчет общего искусственного освещения участка, определим световой поток F и подберем стандартную лампу для общего освещения.
Дано: Е — нормированная минимальная освещенность — 150 лк; А — ширина помещения — 14 м; В — длина помещения — 34 м; Н — высота помещения — 9 м; К — коэффициент запаса — 1,3; Z — коэффициент неравномерности освещения для люминесцентных ламп – 1,1; N — число светильников в помещении; nu — коэффициент использования светового потока ламп.
1. Определим величину светового потока лампы (F, лм) по формуле
(8)
где S — площадь цеха, м2.
S = А × В (9)
S = 34×14 = 476 (м2).
2. Находим общее число светильников N по формуле 9. Получившиеся нецелые значения N округлим до целых в большую сторону.
(10)
где N ДЛ — число светильников по длине определяется по формуле 11;
N ш — число светильников по ширине определяется по формуле 12.
N ДЛ= В/L, (11)
N ДЛ= 14/3,5=4 (шт.),
N ш= А/L (12)
N ш= 34/3,5=10 (шт.).
3. Находим расстояние между соседними светильниками (или их рядами) (L) определяется по формуле 12
, (13)
L (м),
где h — высота установки светильника над рабочей поверхностью, м.
4. Высота установки светильника h вычисляется по формуле
(14)
(м),
где h св — высота свеса светильника, м;
h р.п. — высота рабочей поверхности, м.
5. Находим индекс помещения
, (15)
(лм).
Световой поток равен 4593 лм. Выбираем лампу Г–215–225–300 со световым потоком 4610 лм.
Расчет общего искусственного освещения показал, что общее число светильников в цехе является недостаточным. Предлагаю добавить светильники, заменить испорченные светильники и лампы на новые.
Рассчитаем систему местного освещения, определим световой поток и подберем тип лампы для местного освещения [2].
Дано: К — коэффициент запаса — 1,7; Е — нормированная освещенность — 225 лк; е — величина условной освещенности — 300; а — расстояние от проекции оси светильника — 24 см; h — высота установки светильника — 35 см.
Определим величину светового потока F, мм по формуле
(16)
(лм).
Выбираем лампу ЛДЦ 30 со световым потоком 1450 лм.