Тема 1.2. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале

Основные этапы становления и развития риторики: древнегреческая риторика; древнеримская риторика; средневековая европейская риторика; новые европейские риторики (ХVI-ХIХ вв.), написанные на национальных языках; новейшая риторика, или неориторика (со второй пол. ХХ в.). Краткая характеристика этапов. Условия зарождения риторики в Древней Греции. Древнеримская риторика. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве. Квинтилиан как автор "Риторических наставлений". Риторический идеал Сократа и Цицерона. Средневековые риторики на латинском языке. Этапы становления и развития русской риторики. Причины возрождения риторики: демократический характер развития общества; влияние зарубежного опыта (Франции, США, Германии, Великобритании); растущий интерес к старине, классической культуре; достижения наук об общении и речи (формирование дисциплин, связанных с речевым общением: стилистики и культуры речи, лингвистики текста, лингвопрагматики, психолингвистики) и некоторые другие.
Истоки и особенности русского риторического идеала. Роль категорий любви, гармонии, смирения, миролюбия, правды и др. в отечественном риторическом идеале.

Раздел II. Речевое поведение и нравственный кодекс оратора.
Тема 2.1. Понятие речевого поведения. Речевое событие и речевая ситуация.

Понятие коммуникативного (речевого) поведения личности, проявляющегося в характере речевых и невербальных действий, в манере общения, в эмоциональном настрое, в использовании тех или иных речевых стереотипов и т.д. Речевой акт как основная единица речевого поведения, как речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего (информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т.д.).
^ Речевое событие и речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства общения. Психологические, социальные и речевые роли. Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow