Тема 3.5. Оратория. Роды и виды красноречия

Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке: речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная.
Типы ораторов: "эмоционально-воодушевленный", "эрудит", оратор "здравого смысла", "оратор коллективного мышления" и др. Образ ритора как система свойств личности. Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность, артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность, увлеченность. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. Приемы борьбы со страхом.

Поведение оратора во время выступления. Внешний облик оратора. Установление контакта с аудиторией. Ошибки, ведущие к потере внимания аудитории. Искусство удерживать внимание слушателей. Принципы и средства управления вниманием аудитории (начальная пауза; интригующее начало, вопросно-ответный ход рассуждения, экспрессивное заключение и др.; использование литературных образов, цитат, крылатых выражений, риторических приемов, интонационная выразительность; зрительный контакт с аудиторией, использование наглядности и технических средств, создание проблемных ситуаций и др.). Юмор в публичной речи. Национальные особенности общения.

Раздел IV. Риторическая культура диалога и полилога.
Тема 4.1. Искусство ведения деловой беседы
Диалог и полилог как формы речи. Структура диалога. Беседа и ее разновидности (светская, деловая, дружеская, семейная и др.). Понятие о деловой беседе. Основные функции и разновидности деловой беседы.Подготовка к деловой беседе: представление о собеседнике, об обстановке, в которой будет проходить беседа; четкая постановка целей, учет целей и возможностей собеседника; составление плана беседы и возможных вариантов ее развития; подбор и систематизация необходимой информации.
Технология проведения деловой беседы. Способы расположить к себе собеседника. Начало деловой беседы: метод снятия напряженности, метод "зацепки", метод стимулирования игры воображения, метод прямого подхода. Типичные примеры неудачного начала деловой беседы. Техника постановки вопросов (виды вопросов, формулировка, уместность). Искусство реплик и замечаний. Внимание к замечаниям партнера. Приемы нейтрализации некорректного поведения партнера. Искусство завершать деловую беседу (условия завершения беседы, приемы ускорения принятия решения).

Тема 4.2. Искусство светской беседы
Понятие о светсткой беседе. Основные функции светсткой беседы. Историческая обусловленность характера ведения светской беседы. Тематическое и композиционное своеобразие светской беседы. Типы собеседников и соответствующие стратегии поведения в беседе. Продуктивные модели беседы. Типичные ошибки в речевом поведении в ситуации общения малознакомых людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: