Аллегория – иносказательное выражение отвлеченного понятия.
Аллитерация – повтор в речи согласных звуков.
Амплификация – фигура речи, состоящая в соположении (накоплении) синонимов нарастанием экспрессивности, в использовании гиперболических сравнений.
Аналогия – сходство между предметами, прием убеждения, доказательства.
Анафора – фигура речи, повторение одного и того же слова в начале следующей синтагмы: пусть удалятся бесчестные. Пусть они отделятся от честных…
Антистрофа – фигура речи, повторение одного и того же слова в конце каждой фразы или синтагмы: вы действовали против себя, вызвав его в суд, вы действовали против закона, вызвав его в суд…
Антитеза – фигура речи, построенная на противопоставлении.
Антифразис – употребление слова в прямо противоположном значении.
Антономазия – описательное обозначение какого-либо лица, а также вообще замена имени собственного описательным выражением: «берег туманного Альбиона» вместо «Англия».
Ассонанс – повтор в речи гласных звуков.
|
|
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемых предметов или явлений.
Гипофора – вопрос к самому себе, где вопросительная форма соответствует вопросительной модальности.
Глоссема – вид тропа, заключающийся в употреблении редких слов (архаизмы, диалектизмы, неологизмы и под.).
Градация – употребление близких по смыслу слов с нарастанием значения: его осуждает весь город, вся страна, весь народ…
Инверсия – перестановка слов в предложении, несущая смысловой акцент.
Интеграция – объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности.
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений, интенсивности голоса и его тона.
Ирония – стилистический прием (троп) контраста видимого и скрытого смысла высказывания.
Каламбур – игра слов, при которой на основании общности звучания возникает неожиданное сближение их смысла.
Когезия – особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить ее отдельные фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой.
Конвергенция – концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста.
Коррекция – фигура контраста, в которой автор перебивает сам себя, сначала отрицая то, что он сказал прежде, а затем утверждая сказанное, но с гораздо большей силой.
Литота – троп, заключающийся в преуменьшении: само государство уже стало тесным для него.
|
|
Метафора – перенос имени с одной реалии на другую (названия предмета, действия, качества) на основании замеченного между ними сходства.
Метонимия – перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности.
Обманутое ожидание – сцепление или градация с нарушением в конце.
Оксюморон – соединение в одно словосочетание слов с противоположным значением: слепящая тьма, живой труп.
Парентеза – вставка, разрывающая предложение.
Парцелляция – расчленение высказывания на два и более интонационно обособленных отрезка.
Пафос – страсть. Сострадание. В риторике учение о пафосе исследует эмоциональное воздействие речи.
Перифраза (перифразис) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова.
Плеоназм – накопление синонимичных средств выражения: масло масленое, вода мокрая.
Проспекция – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.
Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Средство эмоциональной выразительности в ораторской речи.
Синекдоха (близка метонимии) – перенос имени с целого на его часть и наоборот.
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений или состояний, имеющих общий признак.
Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях.
Топ – общее место, рассуждение на общую тему, которое может быть использование в различных речах. Также – универсальное положение, не требующее доказательств.
Тропы – любые единицы языка, имеющие смещенное значение, то есть второй план, просвечивающий за буквальным значением.
Умолчание – фигура убавления – недоговаривание чего-либо.
Фигура речи – изменение формы выражения на уровне высказывания.
Фрейм – модели, трафареты, по которым распознаются знакомые образы.
Лингвистический фрейм – общая модель описания чего-либо. Аргументация с опорой на фрейм предполагает апелляцию к эмоциональной памяти, в которой хранятся образы различных социальных реалий.
Эвритмия – достижение гармоничного ритма речи (хороший синтаксис, уравновешенные, правильно организованные предложения).
Эвфония – благозвучие, достижение приятного звучания за счет правильного подбора и сочетания звуков.
Эллипсис – фигура убавления, состоящая в пропуске сказуемого (реже другого члена предложения), которое может быть восполнено без знания контекста. Эллипсисы делают речь динамичной, вследствие чего они часто используются в лозунгах.
Эпитеты – определения, характеризующие свойства.
Эпифора – фигура прибавления, состоящая в повторе слов в конце смежных отрезков речи: несут ему воду. Спасает его вода, сладка ему вода.
Этикет ораторской речи – специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения в избранной тональности, передачи другой информации.
Этос – характер, обычай. В риторике учение об этосе занимается исследованием психологических особенностей аудитории, а также отображением характера говорящего.