Содержание разделов дисциплины. № п/п Наименование раздела, темы дисциплины Номер формируемой компетенции Содержание раздела

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины Номер формируемой компетенции Содержание раздела, темы
       
  Предмет и задачи курса. Ораторская речь как искусство: теория и практика ОК 9 Содержание риторики и ее место в системе дисциплин. Цели, задачи, предмет изучения курса. Ораторская речь как искусство. Значение риторики для управленческой деятельности в настоящее время. Субъект и объект речевой деятельности. Основные виды публичного выступления в современном обществе. Теоретические и практические аспекты риторики.
  Из истории риторики ОК 9 Возникновение риторики как ораторского искусства. Риторика в Древней Греции. Протагор, Горгий, Тиссий, Гиппий, Продик, Эвен Паросский, Фрасимах Холкедонский, Платон, Аристотель, Цицерон и др. древнегреческие риторы, их вклад в развитие красноречия. Классика и эллинизм – два периода в развитии риторики Древней Греции. Азиатский и аттический стили публичной речи.
  Традиции риторики в России ОК 9 Начало развития риторической мысли в России («Риторика» вологодского епископа Макария, написанная в 1617-1619 гг.) Формирование учения о трех стилях. Учение М.В. Ломоносова. «Краткое руководство к красноречию» - первое пособие по риторике в России (его специфика). Последующие русские теоретики ораторского искусства: Стефан Писарев, А. Никольский, иеромонах Амвросий и др. Расцвет риторики в России в XIX веке. Современное состояние науки.
  Роды красноречия ОК 9 Социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское) красноречия (их назначение, цели, специфика, характерные черты).
  Ораторская речь как процесс (этапы работы над выступлением) ОК 9 Этапы работы над речью: подготовка речи (докоммуникативная фаза), предкоммуникативная фаза (репетиция), собственно произнесение (коммуникативная), куда входят также ответы на вопросы и, если необходимо или запланировано, ведение дискуссии, а затем – последующий анализ и оценка своего выступления (посткоммуникативная фаза). Цели, задачи, назначение, специфика каждой фазы работы над выступлением.
  Подготовка к выступлению (докоммуникативная фаза, предкоммуникативная фаза) ОК 9 ПК 30 Уяснения темы выступления, главной идеи, центральной мысли. Функции названия выступления. Оценка состава слушателей (параметры состава слушателей, основные типы аудитории) и обстановки. Работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-речевое оформление. Работа над планом. Типы информации (содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная). Способы выступления.
  Логика устного выступления ОК 9 ПК 30 Значение логики в устном выступлении. Композиционная логика построения речи. Правила логического оформления речи. Аргументы.
  Методы логической организации материала (дедуктивный, индуктивный, проблемное изложение, альтернативы, аналогии и др.) ОК 9 ПК 30 Дедуктивный и индуктивный методы логической организации материала, метод проблемного изложения, альтернативы, аналогии, контраста. Принципы концентрического метода изложения. Сущность ступенчатого метода. Исторический (хронологический), пространственный метод и другие.
  Композиция (структура) выступления ОК 9 ПК 30 Вступление, главная часть и заключение как составные части традиционной композиции публичного выступления. Их цели, функции, специфика. Нетрадиционные построения речи.
  Вступление (его функции, особенности, виды) ОК 9 ПК 30 Функции вступления, его особенности. Разновидности вступления публичного выступления. Виды обращения к разным адресатам. Прием обращения к самому себе, к отсутствующим оппонентам или единомышленникам.
  Главная часть выступления (функции, содержание, речевое оформление) ОК 9 ПК 30 Цель, функции, содержание главной части выступления. Речевое оформление выступления.
  Логические и психологические доводы ОК 9 ПК 30 Функция логических и психологических доводов, их отличия. Статистические данные, примеры из жизни, ссылки на мнения и суждения авторитетных лиц (переложение авторитетных высказываний, цитирование) и др. Правила их использования в выступлении.
  Приемы, привлекающие и поддерживающие внимание аудитории ОК 9 ПК 30 Тайна занимательности, затянутая пауза, прерывание мысли, вопросно-ответный прием, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.д. Элементы юмора в публичном выступлении.
  Задачи, виды заключения публичного выступления ОК 9 ПК 30 Назначение заключения. Традиционные типы концовок: обобщение, подведение итогов, выводы, краткое повторение основных положений выступления, постановка задач, выражение перспектив, призыв или лозунг, побуждение к действию и т.д. Соотношение вида заключения с типом выступления.
  Убеждение и приемы повышения эффективности убеждения ОК 9 ПК 30 Требования, предъявляемые к убеждению. Правила убеждения. Соотношение логичности и эмоциональности при убеждении.
  Манипулирование как скрытое убеждение ОК 9 ПК 30 Особенности речи и ее восприятия при манипулировании. Ссылка на неназванный, обобщенный авторитет, формулы отождествления. Приемы отождествления говорящего с адресатом. Лесть и похвала в речи. Построение вопроса для достижения необходимого ответа.
  Речевое оформление выступления ОК 9 ПК 30 Метафоры (метафоры войны, пути, архитектуры, болезни) в публичном выступлении. Сравнения, цитаты, профессионализмы, диалектизмы и т.д.
  Диалог как организационный принцип риторического взаимодействия в управлении ОК 9 ПК 30 Общая характеристика диалогического взаимодействия. Модель диалогического взаимодействия и ее разновидности. Психотипы субъектов риторического взаимодействия.
  Акты риторической аргументации ОК 9 ПК 30 Аргументация как механизм риторического воздействия. Виды риторической аргументации и их выражение в языке. Тактические приемы использования аргументации с целью риторического воздействия.
  Практические правила речевого поведения ОК 9 ПК 30 Правильное общение с людьми. Практические правила речевого поведения менеджера в ходе целевого убеждения. Развитие навыков убеждающей речи. Имидж и голос как факторы успеха при убеждении. Правила ведения риторической беседы.
  Этика и психология речевого общения ОК 9 ПК 30 Этика и речь. Этика и сфера общения. Формулы речевого этикета. Виды речевой деятельности. Невербальные средства общения. Речевые тактики.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: