Ознакомьтесь с формулами речевого этикета. Какие из них вы используете при обращении к: пожилому человеку, что бы узнать, который час; милиционеру, чтобы узнать, как проехать к нужному месту; секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание; руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; преподавателю, чтобы попросить его принять у вас экзамен досрочно.
Задание 9.
Произнесите перед зеркалом любое стихотворение. Передает ли мимика вашего лица чувства, высказываемые в данном стихотворении? Внесите при необходимости изменения в мимику, чтобы она правильно передавала соответствующие эмоции. Проследите за жестами, которыми вы сопровождали чтение. Придают ли они большую выразительность при передаче слов? Внесите коррективы в свою жестикуляцию. Какую позу вы считаете наиболее подходящей для демонстрации настроения стихотворения? Почему? Воспроизведите стихотворение еще раз с учетом результатов данного задания.
Задание 10.
Составьте небольшую речь, обращенную к своему начальнику с какой-либо просьбой (повышение зарплаты, предоставление отпуска, повышение по службе, закупка нового оборудования и т.п.), используя речевое манипулирование. (Произносить ее перед адресатом необязательно!)
|
|
Задание 11.
Используя речевую тактику «Да-да-да» (партнеру задается три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да», тогда и на основной вопрос он также ответит утвердительно), убедите предполагаемого собеседника, что ему необходимо прочитать вашу любимую книгу.
Задание 12.
Используя речевую тактику «Черный оппонент» (партнеру по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить, тогда незамедлительно произносится речевая формула: «Вот видите, вопрос не подготовлен»), докажите предполагаемому собеседнику, что он плохо разбирается в поставленной проблеме.
Задание 13.
Прослушайте (или прочитайте) речь какого-либо оратора и выделите речевые тактики, которые он использовал.
Задание 14.
Проанализируйте любой диалог. Отметьте неточности, оплошности, ошибки, допущенные участниками диалога. Перестройте диалог так, чтобы он был эффективным.