Методические рекомендации для преподавателя

1. Концепция теоретической части курса «Риторика». Прежде всего, следует иметь в виду, что курс «Риторика» нацелен на повышение уровня практического владения речью специалистов нефилологического профиля. Поэтому теоретическая подготовка студентов должна быть подчинена практическому овладению новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствованию имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширению общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Предлагаемый курс призван помочь студентам на основе современных методик совершенствовать навыки незатрудненного и искусного владения языком, способствовать освоению риторики как искусства красноречия, развивать речевую культуру личности студентов.

Теоретический курс предполагает знакомство с новым для студентов материалом и углубление уже имеющихся знаний, а также расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий; систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются;

Таким образом, курс «Риторика» должен формировать у студентов-нефилологов одновременно три вида компетенции: языковую, коммуникативную и общекультурную.

Программа лекционного курса «Риторика» состоит из следующих разделов (тем) по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление»:

1. Тема 1 Предмет и задачи курса. Ораторская речь как искусство: теория и практика.

2. Тема 2. Из истории риторики.

3. Тема 5. Ораторская речь как процесс (этапы работы над выступлением)

4. Тема 6. Подготовка к выступлению (докоммуникативная фаза, предкоммуникативная фаза).

5. Тема 8. Методы логической организации материала (дедуктивный, индуктивный, проблемное изложение, альтернативы, аналогии и др.)

6. Тема 9. Композиция (структура) выступления.

Преподавание лекционной части курса ведется согласно этим разделам.

Лекции предпочтительнее строить в форме диалога, т. к. данный курс должен способствовать не только овладению новыми знаниями, но и «припоминанию» массива имеющихся сведений, полученных студентами ранее.

Подача материала лекционной части курса должна строиться на основе сочетания обзорных и тематических лекций.

2. Практическая работа в рамках рассматриваемого курса.

Основные навыки, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в разных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

1) продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.

2) участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен владеть как в устной, так в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням.

В результате работы на практических занятиях студенты должны:

1) овладеть основными приемами построения монологической и диалогической речи;

2) расширить круг языковых средств и принципов их употребления;

3) систематизировать эти средства в соответствии с тем, в какой ситуации, функциональном стиле и жанре они используются.

4) научиться строить публичное выступление.

Содержание рассматриваемого курса требует тесного сочетания теоретических знаний и практических навыков.

3. Организация самостоятельной работы студентов.

Кроме того, в межсессионный период для студентов заочной формы обучения важным является выполнение самостоятельных заданий, целью которых является: закрепление полученных на лекционных и практических занятиях знаний, развитие навыков риторического мастерства.

4. Учебно-методическое обеспечение по данной дисциплине включает в себя:

учебно-методический комплекс (УМК), разработанный в соответствии с внутренним стандартом РАНХиГС; учебники и учебные пособия, рекомендованные или допущенные министерством образования и науки Российской Федерации; справочная литература; статьи из периодических изданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: