Участвуя в речевом событии, человек сознательно или бессознательно стремится к ее осуществлению. Таким образом, говоря, он совершает поступок, действует. Еще древние утверждали, что «слово — вид дела». Это подтверждают и современные лингвисты (Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Остину принадлежат следующее высказывание: «Слово есть дело». Очевидно, что речевые акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые-лингвисты составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего были выделены типы речевых актов и типы речи. (См. таблицу 1).
Типы речевых событий и типы дискурса
Цель говорящего | Тип речевого действия | Тип речи |
Сообщить, информировать | Сообщение, информация | Информирующий |
Высказать и доказать и свое мнение | Убеждение | Аргументирующий |
Побудить к действию | Побудить к действию | Агитирующий |
Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником | Поиски смысла | Эвристический (гр. euriko — нахожу) |
Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного | Оценка (похвала и порицание) | Эпидейктический (гр. — (deiknumi — показываю, приветствую) |
Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения | Игровые речевые акты | Гедонистический (гр. hedomai — радуюсь), или диатребический (гр. diatribe — провожу время) |
Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира | Эмотив | Поэтический, художественный |
В таблице названы только те типы речевых актов, которые особенно важны в курсе общей риторики. В реальном, живом общении встречается множество разновидностей речевых поступков: получить помощь, завоевать сострадание, наказать и т.д. — но они не являются предметом наших рассуждений.