Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
1. Культура речи: общие понятия Предмет курса. Понятие языка и речи. Функции языка, уровни его владения. Основные единицы речевого общения. Понятие языковой нормы, ее кодификация. Особенности нормы. Генезис нормы литературного языка. Пути усвоения нормы. Система норм. Нормативные словари и справочники. Основные аспекты культуры речи как учебной дисциплины. Коммуникативные качества культурной речи ПК – 1 ПК – 5 ПК – 12 ПК – 7 Знать: основные признаки литературного языка, различия между языком и речью, основные словари русского языка, различные нормы в русском языке, формы речи, нормативные варианты, аспекты культуры речи. Уметь: работать со словарями, контролировать соответствие устной и письменной речи требованиям норм современного литературного языка, правильно употреблять синонимы, омонимы, паронимы и антонимы, фразеологические обороты, грамотно составлять письменные тексты, находить и исправлять речевые ошибки. Владеть: умениями правильно отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с нормой в процессе речевой деятельности как в устной, так и в письменной форме, владеть навыками выделения конструктивно - стилевого вектора текста
2. Функциональные стили современного русского литературного языка Понятие стиля. Соотнесения сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Взаимодействие стилей. Речь как показатель социального статуса говорящего. Изменчивость стилей. Коммуникативная техника ведения диалога. Невербальные сигналы в общении ПК – 1 ПК – 14 ПК – 6 ПК – 7 Знать: функциональные стили русского языка, соотнесение сферы общения и коммуникативных качеств речи. Уметь: распознавать особенности каждого функционального стиля при работе с текстом. Владеть: речевыми навыками адекватно реализовать свои коммуникативные возможности в различных ситуациях общения.
3. Функционально-стилевой состав книжной речи Общая характеристика книжной речи. Стилевое расслоение русской лексики. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ. Понятие аллюзии. Особенности газетных заголовков. Сфера функционирования, видовое разнообразие и языковые черты официально-делового стиля. Проблема заимствований и аргонимов. Унификация языка документов. Язык и стиль распорядительного и инструктивно-методических документов. Особенности языка рекламы. Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.   ПК – 3 ПК – 6 ПК – 7 Знать: признаки, стилевые и языковые черты, а также особенности различных стилей речи (публицистического, официально-делового, научного и разговорного), их лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы. Уметь: составлять и редактировать научный текст в соответствии с требованиями жанра, использовать различные языковые средства – лексические единицы, устойчивые сочетания, выразительные средства языка и т.п. в соответствии с различными стилями, использовать официально -деловую лексику в делопроизводстве, различать средства оформления разговорного стиля речи. Владеть: навыками языкового и текстового анализа в соответствии с различными стилями речи
  Культура устной монологической речи Понятие и особенности монологическое речи. Технические характеристики говорения. Подготовка устного монологического высказывания: цель и содержание, структура, использование стилистических фигур, запоминание и произненсение речи. Типичные недостатки. Виды речи. Оратор и аудитория. Виды аргументов. Основные приемы поиска материалов. Ведение полемики. Устная научная речь. Тезисы как жанр научной речи, требования к составлению тезисов. Русская разговорная речь. Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этике. Грамматические средства выражения вежливости в русском языке. Проявление вежливости в невербальных средствах общения. Культура телефонного разговора. Особенности общения в Интернете. ПК – 5 ПК – 8 ПК – 3 ПК – 4 Знать: основные единицы общения (речевое событие, речевую ситуацию, речевой акт, дискурс), условия эффективной речевой коммуникации, невербальные средства общения, логические правила построения устной речи, этику ораторского выступления, приемы поиска материала к выступлению, его структурирования и основные виды аргументов, основные типы связи в тексте и средства их выражения, способы словесного оформления публичного выступления, правила написания лаконичных речей, проявления вежливости в невербальных средствах общения. Уметь: использовать приемы эффективного аргументирования, устанавливать контакт с аудиторией, работать над композицией выступления и логикой изложения, выбирать выразительные средства речи, эффективно начинать и заканчивать выступление. Владеть: навыками и умениями построения устного монологического высказывания с учетом специфики аудитории, речевой ситуации и коммуникативных намерений оратора.

1.5.2. Тематический план изучения дисциплины

№ п/п Наименование разделов Аудиторные часы      
Лекции Практические занятия всего Самостоятельная работа (формы, часы) Формы текущего контроля
  I. I семестр Культура речи: общие понятия 10/0,28 14/0,39 24/0,67 10/28  
1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Функции языка, уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.         Диагностический тест
2. Литературная норма как основа обеспечивающая коммуникацию, ее кодификация и динамический характер. Система норм.         Конспектирование дополнительного материала к лекуции
2.1 Нормы орфографии. Алгоритмы правописания. Трудные орфограммы.         Самостояьтельная проработка материала
2.2. Нормы пунктуации. Основные пунктограммы.         Проверочный диктант
2.3. Орфоэпическая норма. Нормативные варианты произношения.          
2.4 Лексическая норма. Употребление слов в соответствии с их семантикой.          
2.5. Нарушение нормы, ошибки, связанные с нарушением лексической нормы         Развернутый ответ на вопрос
2.6 Нормы грамматики и синтаксиса: нормы управления, согласования, употребления деепричастных оборотов и прямой речи.          
3. Основные аспекты культуры речи как учебной дисциплины. Коммуникативные качества культурной речи.         Контрольный тест
II Функциональные стили современного русского литературного языка 8/0,22 4/0,11 12/0,33 8/0,23  
4. Формы и сферы существования языка. Система функциональных стилей русского литературного языка. Особенности книжной сферы.          
4.1. Конструктивно-стилевые векторы различных текстов. Стилевые особенности классификации различных текстов.          
4.2. Требования к качественной речи. Новые сферы применения литературного языка. Изменения, произошедшие в русском языке за последние десятилетия. Употребление лексики с ограниченной сферой употребления.         Реферат
5. Коммуникативная техника ведения диалога. Жанры диалогового общения. Невербальные сигналы в общении.         Заметка в стенгазету (эссе)
III II семестр Функционально-стилевой состав книжной речи 6/0,17 14/0,39 20/0,56 26/0,8  
6. Общая характеристика книжной речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистике.          
6.1. Средства выразительности в публицистике. Понятие аллюзии, специфика газетных заголовков.         эссе
7. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля.          
7.1. Официально-деловая письменная речь. Текстовая и языковая норма в деловой документации. Проблема заимствований и аргонимов.          
7.2 Унификация языка документов. РечевойЭтикет в документе. Работа с электронными шаблонами.          
7.3. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов.         Письмо-оферта
7.4. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.          
7.5. Реклама в деловой речи. Особенности языка рекламы.         Составление рекламы
8. Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.          
8.1. Жанр научных тезисов, требования к их письменному оформлению. Цитирование в научных жанрах.         Оформление тезисов доклада на предложенную тему
IV Культура устной монологической речи 12/0,33 14/0,11 16/0,43 28/0,78  
9. Понятие и особенности монологической речи, технические характеристики говорения. Подготовка речи. Оратор и аудитория. Виды аргументов.          
9.1. Основные приемы поиска материала к выступлению. Подбор цитат.          
9.2. Специфика полемики как одного из видов спора. Стратегии ведения полемики.          
9.3. Устная научная речь и ее виды. Композиционно-логическое построение научного высказывания и способы его изложения.         реферат
10. Русская разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка: условия функционирования, речевая агрессия и пути ее преодоления. Деловой телефонный разговор: этическая норма, использования языковых клише, этика делового телефонного разговора.           Тренажерное тестирование
10.1. Вербальные и невербальные параметры ораторской речи.          
  Интернет - коммуникации и этика электронного общения.         Контрольный тест
  КСР          
  Всего по дисциплине 36/1 36/1 72/2 72/2  

1.5.3. Лекционные занятия (см. приложение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: