№ п/п | Наименование дисциплины (темы) | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) |
1. | Культура речи: общие понятия | Предмет курса. Понятие языка и речи. Функции языка, уровни его владения. Основные единицы речевого общения. Понятие языковой нормы, ее кодификация. Особенности нормы. Генезис нормы литературного языка. Пути усвоения нормы. Система норм. Нормативные словари и справочники. Основные аспекты культуры речи как учебной дисциплины. Коммуникативные качества культурной речи | ПК – 1 ПК – 5 ПК – 12 ПК – 7 | Знать: основные признаки литературного языка, различия между языком и речью, основные словари русского языка, различные нормы в русском языке, формы речи, нормативные варианты, аспекты культуры речи. Уметь: работать со словарями, контролировать соответствие устной и письменной речи требованиям норм современного литературного языка, правильно употреблять синонимы, омонимы, паронимы и антонимы, фразеологические обороты, грамотно составлять письменные тексты, находить и исправлять речевые ошибки. Владеть: умениями правильно отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с нормой в процессе речевой деятельности как в устной, так и в письменной форме, владеть навыками выделения конструктивно - стилевого вектора текста |
2. | Функциональные стили современного русского литературного языка | Понятие стиля. Соотнесения сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Взаимодействие стилей. Речь как показатель социального статуса говорящего. Изменчивость стилей. Коммуникативная техника ведения диалога. Невербальные сигналы в общении | ПК – 1 ПК – 14 ПК – 6 ПК – 7 | Знать: функциональные стили русского языка, соотнесение сферы общения и коммуникативных качеств речи. Уметь: распознавать особенности каждого функционального стиля при работе с текстом. Владеть: речевыми навыками адекватно реализовать свои коммуникативные возможности в различных ситуациях общения. |
3. | Функционально-стилевой состав книжной речи | Общая характеристика книжной речи. Стилевое расслоение русской лексики. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ. Понятие аллюзии. Особенности газетных заголовков. Сфера функционирования, видовое разнообразие и языковые черты официально-делового стиля. Проблема заимствований и аргонимов. Унификация языка документов. Язык и стиль распорядительного и инструктивно-методических документов. Особенности языка рекламы. Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. | ПК – 3 ПК – 6 ПК – 7 | Знать: признаки, стилевые и языковые черты, а также особенности различных стилей речи (публицистического, официально-делового, научного и разговорного), их лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы. Уметь: составлять и редактировать научный текст в соответствии с требованиями жанра, использовать различные языковые средства – лексические единицы, устойчивые сочетания, выразительные средства языка и т.п. в соответствии с различными стилями, использовать официально -деловую лексику в делопроизводстве, различать средства оформления разговорного стиля речи. Владеть: навыками языкового и текстового анализа в соответствии с различными стилями речи |
Культура устной монологической речи | Понятие и особенности монологическое речи. Технические характеристики говорения. Подготовка устного монологического высказывания: цель и содержание, структура, использование стилистических фигур, запоминание и произненсение речи. Типичные недостатки. Виды речи. Оратор и аудитория. Виды аргументов. Основные приемы поиска материалов. Ведение полемики. Устная научная речь. Тезисы как жанр научной речи, требования к составлению тезисов. Русская разговорная речь. Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этике. Грамматические средства выражения вежливости в русском языке. Проявление вежливости в невербальных средствах общения. Культура телефонного разговора. Особенности общения в Интернете. | ПК – 5 ПК – 8 ПК – 3 ПК – 4 | Знать: основные единицы общения (речевое событие, речевую ситуацию, речевой акт, дискурс), условия эффективной речевой коммуникации, невербальные средства общения, логические правила построения устной речи, этику ораторского выступления, приемы поиска материала к выступлению, его структурирования и основные виды аргументов, основные типы связи в тексте и средства их выражения, способы словесного оформления публичного выступления, правила написания лаконичных речей, проявления вежливости в невербальных средствах общения. Уметь: использовать приемы эффективного аргументирования, устанавливать контакт с аудиторией, работать над композицией выступления и логикой изложения, выбирать выразительные средства речи, эффективно начинать и заканчивать выступление. Владеть: навыками и умениями построения устного монологического высказывания с учетом специфики аудитории, речевой ситуации и коммуникативных намерений оратора. |
1.5.2. Тематический план изучения дисциплины
№ п/п | Наименование разделов | Аудиторные часы | ||||
Лекции | Практические занятия | всего | Самостоятельная работа (формы, часы) | Формы текущего контроля | ||
I. | I семестр Культура речи: общие понятия | 10/0,28 | 14/0,39 | 24/0,67 | 10/28 | |
1. | Предмет курса. Понятие языка и речи. Функции языка, уровни владения языком. Основные единицы речевого общения. | Диагностический тест | ||||
2. | Литературная норма как основа обеспечивающая коммуникацию, ее кодификация и динамический характер. Система норм. | Конспектирование дополнительного материала к лекуции | ||||
2.1 | Нормы орфографии. Алгоритмы правописания. Трудные орфограммы. | Самостояьтельная проработка материала | ||||
2.2. | Нормы пунктуации. Основные пунктограммы. | Проверочный диктант | ||||
2.3. | Орфоэпическая норма. Нормативные варианты произношения. | |||||
2.4 | Лексическая норма. Употребление слов в соответствии с их семантикой. | |||||
2.5. | Нарушение нормы, ошибки, связанные с нарушением лексической нормы | Развернутый ответ на вопрос | ||||
2.6 | Нормы грамматики и синтаксиса: нормы управления, согласования, употребления деепричастных оборотов и прямой речи. | |||||
3. | Основные аспекты культуры речи как учебной дисциплины. Коммуникативные качества культурной речи. | Контрольный тест | ||||
II | Функциональные стили современного русского литературного языка | 8/0,22 | 4/0,11 | 12/0,33 | 8/0,23 | |
4. | Формы и сферы существования языка. Система функциональных стилей русского литературного языка. Особенности книжной сферы. | |||||
4.1. | Конструктивно-стилевые векторы различных текстов. Стилевые особенности классификации различных текстов. | |||||
4.2. | Требования к качественной речи. Новые сферы применения литературного языка. Изменения, произошедшие в русском языке за последние десятилетия. Употребление лексики с ограниченной сферой употребления. | Реферат | ||||
5. | Коммуникативная техника ведения диалога. Жанры диалогового общения. Невербальные сигналы в общении. | Заметка в стенгазету (эссе) | ||||
III | II семестр Функционально-стилевой состав книжной речи | 6/0,17 | 14/0,39 | 20/0,56 | 26/0,8 | |
6. | Общая характеристика книжной речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистике. | |||||
6.1. | Средства выразительности в публицистике. Понятие аллюзии, специфика газетных заголовков. | эссе | ||||
7. | Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. | |||||
7.1. | Официально-деловая письменная речь. Текстовая и языковая норма в деловой документации. Проблема заимствований и аргонимов. | |||||
7.2 | Унификация языка документов. РечевойЭтикет в документе. Работа с электронными шаблонами. | |||||
7.3. | Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. | Письмо-оферта | ||||
7.4. | Язык и стиль коммерческой корреспонденции. | |||||
7.5. | Реклама в деловой речи. Особенности языка рекламы. | Составление рекламы | ||||
8. | Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. | |||||
8.1. | Жанр научных тезисов, требования к их письменному оформлению. Цитирование в научных жанрах. | Оформление тезисов доклада на предложенную тему | ||||
IV | Культура устной монологической речи | 12/0,33 | 14/0,11 | 16/0,43 | 28/0,78 | |
9. | Понятие и особенности монологической речи, технические характеристики говорения. Подготовка речи. Оратор и аудитория. Виды аргументов. | |||||
9.1. | Основные приемы поиска материала к выступлению. Подбор цитат. | |||||
9.2. | Специфика полемики как одного из видов спора. Стратегии ведения полемики. | |||||
9.3. | Устная научная речь и ее виды. Композиционно-логическое построение научного высказывания и способы его изложения. | реферат | ||||
10. | Русская разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка: условия функционирования, речевая агрессия и пути ее преодоления. Деловой телефонный разговор: этическая норма, использования языковых клише, этика делового телефонного разговора. | Тренажерное тестирование | ||||
10.1. | Вербальные и невербальные параметры ораторской речи. | |||||
Интернет - коммуникации и этика электронного общения. | Контрольный тест | |||||
КСР | ||||||
Всего по дисциплине | 36/1 | 36/1 | 72/2 | 72/2 |
1.5.3. Лекционные занятия (см. приложение)