Каким образом научиться легко определять размеры стихов?

Быстро определять стихотворные размеры помогает при­ем скандирования текста. Он естественен, знаком нам с детских лет, ибо дети, как и поэты, прежде всего чувствуют ритмический гул стихотворной речи и сами слагают стихи. И надо возродить в себе забытое чувство ритма, волновавшее нас в детстве. (10) Ведь ритм звучащего слова мы улавливаем слухом. Вот и попробуем скандировать их, есть произносить, отвлекаясь на время от смысла, ярко подчерки­вая размер так, как это делают дети, читая не по словам, а по слогам, улавливая слухом чередование ударных и безударных слогов.

Начнем говорить в размере хорея, подчеркивая первый слог: рАз-два, рАз-два, рАз-два, рАз-два... Проскандируем имя Ваня: ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня...

А теперь при счете попробуем выделять второй слог: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раз-двА... Заговорили ямбом, мы, и Ваня наш Иваном стал: И-вАн, И-вАн, И-вАн, И-вАн…

С тем чтобы яснее не только слышать ударный слог и неударный, но и видеть их, попробуйте раскачиваться в такт вперед и назад. Заметим, что на слове Ваня — первое, дви­жение корпуса — вперед, а затем назад. А при имени Иван наоборот: сначала — назад, потом — вперед. Для нагляд­ности попробуем, скандируя, выстукивать ритм большим и указательным пальцами, подчеркивая сильный слог более активным движением одного из пальцев. При слове Ваня сильнее стучит большой палец, а при слове Иван — указа­тельный.

Итак, мы выяснили, что Ваня — соответствует стопе хорея, Иван — стопе ямба. А вот ласкательное «Ванечка» оказывается стопой дактиля: ВА-неч-ка, ВА-не-чка… Отстукивая ритм уже тремя пальцами, заметим, что силь­ный удар падает на большой палец, а указательный и средний пальцы ослабленным движением подчеркивают два слабых слога трехсложной стопы дактиля.

А вот другое ласкательное «Ванюша» звучит в размере амфибрахия, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша...

Фамилия же Иванов звучит, как стопа анапеста: И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв…

Запомним: ВАня, ИвАн, ВАнечка, ВанЮша, ИванОвсоответствуют пяти размерам силлабо-тонической системы стихосложения (хорею, ямбу, дактилю, амфибрахию, ана­песту).

Можно взять другие слова с их вариациями: ВЫрос, под-рОс, вЫ-рас-ти, под-рОс-ток, под-рас-тИ. ЖЕн-ка, же-нА, жЕн-щи-на, же-нИть-ба, же-ни-шОк.

Чтобы не путаться в названиях размеров, полезно запом­нить следующее: хорей в переводе с греческого «плясовой»: (хор, пляска, хоровод). Вспомним, как дети водят хоровод и скандируют: БА-ба сЕ-я-лА го-рОх: прЫг-скок, прЫг-скок... Хореической стопой, как правило сочиняются частушки, потому что под этот размер хорошо пританцовывать: (11)

САша, САня, САнюшкА, :

ТЫ не вЫдай тАйностИ:

ОдногО тебЯ люблЮ

ДО послЕдней крАйностИ!

(А. Прокофьев).

Хореической стопой передается ритм народных частушек в стихотворении «День рождения»:

В крАсном блЕске, в бУйной сИле

ВстАло сОлнце нАд РоссИей:

НАд лугАми, нАд полЯми,

НАд лесАми с сОловьЯми...

(А. Прокофьев).

Стопой хорея даем мы команды: рАз-два! рАз-два! лЕ-вой! лЕ-вой! лЕ-вой! Ямб в переводе — «бросок». А ведь прежде чем бросать что-то, мы делаем размах: на «раз» — отводим руку назад, готовясь к броску; на «двА!» —бросаем; Ямб хорошо ассоци­ируется с жестом прощания. Прощаясь, мы обращаем ладонь от себя и раскачиваем ее: назад-вперед. Сопроводим этот жест просторечным словом прощания «пока». На слог «по» ладонь несколько отбросилась назад (приготовилась к дейст­вию) на слог «кА» наклонилась вперед: по-кА, по-кА, по-кА...

Прочтем теперь стихи, написанные ямбической стопой. Они начинаются этим же словом, но имеющим другое значе­ние (определяющим границы времени):

ПокА текУт в РоссИи рЕки,

покА во мнЕ струИтся крОвь,

однА лишь тЫ,

однА вовЕки

и жИзнь

и слАва

и любОвь!

(В. Кузнецов.)

Ямб очень емкий по форме размер. Им пишут лирические и комедийные, бытовые и героические стихи, комедии и драмы…

Дактиль в переводе с греческого — «палец». У древних эта трехсложная стопа ассоциировалась с тремя фалангами пальца. Дактиль соответствует ритму вальса, и чтобы овладеть этой стопой, полезно почитать стихи, написанные дакти­лем, в сопровождении вальса.

Анапест в переводе означает «отраженный назад». В противовес дактилю эту стопу называли «обратно ударяемой». Она создает стремительность движения, мысли, чувства. (12) Очень любил пользоваться этой стопой Н. А. Некрасов. И даже в самых скорбных некрасовских стихах, написанных анапестом, пульсирует высокий ритм чувств лирическою героя, стремящегося вырваться из тяже­лых пут жизни:

НадрывАется сЕрдце от мУки,

Плохо вЕрится в сИлу добрА,

Внемля в мИре царЯщие звУки

БарабАнов, цепЕй, топорА...

Стремительность анапестической стопы, между прочим, по­зволяет удерживать исполнителей от чрезмерной, напевности, которая снижает действенность стихотворения.

Амфибрахий — от двух греческих слов «амфи» — с обеих сторон (или кругом) и «брахис» — краткий, С двух сто­рон от долгого, сильного слога находятся два кратких: раз-двА-три, раз-ДвА-три...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: