Что надо знать об усеченной и нарощенной стопах?

Скандируя стихи, определяя их размер, вы можете заме­тить лишний слог в конце стиха или, наоборот, нехватку его в некоторых строчках. Что это за явление?

Если при скандировании мы ощущаем один или два лиш­них слога в конце стиха, то последняя в стихе стопа нарощенная. Если же не хватает одного, двух слотов, значит стопа, усеченная. Они встречаются постоянно в стихах, не нарушая их размера. С этими оставшимися «хвостиками» считаться не следует. И скандируя, подчеркивая выстукиванием пальцев размер стиха, надо как бы отбрасывать эти «хвостики» в сторону, движением кисти руки, чтобы они не мешали опре­делению размера:

Не пОй, кра-сА-ви-цА, при-мнЕ

Ты пЕ-сен ГрУ-зи-И пе-чАль-ной...

Стихи Пушнина написаны четырехстопным ямбом. А во второй строке последняя стопа нарощенная. Отбросим ки­стью руки слог «ной», произнеся его, конечно. И новую стро­ку начинаем скандировать сначала — иначе можно запутать­ся. Если же видим, что не хватает слога, останавливаем дви­жение пальцев, чтобы заново начать скандировать новую стро­ку:

ДУш-но без счАсть-я и вО-ли /усечен один слог/.

НОчь бес-ко-нЕч-но длин-нА. /усечено два слога/

БУ-ря бы грЯ-ну-ла чтО-ли /усечен один слог/

ЧА-ша с кра-Я-ми пол-нА /усечено два слога/. (15)

Стихотворение Некрасова написано дактилем. И на про­тяжении всего стихотворения — усеченные стопы. Это созда­ет определенный ритм, передающий настроение лирического героя. Почему же остаются «хвостики» в стихах? Чтобы это понять, надо ответить на следующий вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: