Скандируя стихи, определяя их размер, вы можете заметить лишний слог в конце стиха или, наоборот, нехватку его в некоторых строчках. Что это за явление?
Если при скандировании мы ощущаем один или два лишних слога в конце стиха, то последняя в стихе стопа нарощенная. Если же не хватает одного, двух слотов, значит стопа, усеченная. Они встречаются постоянно в стихах, не нарушая их размера. С этими оставшимися «хвостиками» считаться не следует. И скандируя, подчеркивая выстукиванием пальцев размер стиха, надо как бы отбрасывать эти «хвостики» в сторону, движением кисти руки, чтобы они не мешали определению размера:
Не пОй, кра-сА-ви-цА, при-мнЕ
Ты пЕ-сен ГрУ-зи-И пе-чАль-ной...
Стихи Пушнина написаны четырехстопным ямбом. А во второй строке последняя стопа нарощенная. Отбросим кистью руки слог «ной», произнеся его, конечно. И новую строку начинаем скандировать сначала — иначе можно запутаться. Если же видим, что не хватает слога, останавливаем движение пальцев, чтобы заново начать скандировать новую строку:
ДУш-но без счАсть-я и вО-ли /усечен один слог/.
НОчь бес-ко-нЕч-но длин-нА. /усечено два слога/
БУ-ря бы грЯ-ну-ла чтО-ли /усечен один слог/
ЧА-ша с кра-Я-ми пол-нА /усечено два слога/. (15)
Стихотворение Некрасова написано дактилем. И на протяжении всего стихотворения — усеченные стопы. Это создает определенный ритм, передающий настроение лирического героя. Почему же остаются «хвостики» в стихах? Чтобы это понять, надо ответить на следующий вопрос.