Печать в системе средств массовых коммуникаций

Первостепенная роль СМИ объясняется рядом причин: оперативностью в распространении общественно значимой, затрагивающей интересы людей информации, возможностью одновременного охвата большой аудитории, влияние на общественное мнение.

Историческая последовательность, в которой появились СМИ, наложила отпечаток на их специфические характеристики. Европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 г.

Газетная пресса – одна из древнейших форм средств массовой информации, и сегодня она располагает большими специфическими возможностями оперативно, правдиво, адекватно или искаженно отобразить реальную действительность. Исследование американской аудитории показали - аудитивный канал (радио, звукозаписи, фонограммы) популярны у молодежи до 20-ти лет, затем предпочтение отдается телевидению, после 30-ти лет внимание переключается на прессу. Только газета способна давать обоснованную, аргументированную точку зрения», пресса находит своего читателя во всех кругах нашего общества.

Наличие прессы новой ориентации объясняется рядом факторов. Главный из них связан с переходом к демократии и рыночной экономике. В России сложилась принципиально новая социальная практика, обусловленная наличием гражданских прав, политических свобод, потенциально широкими возможностями самостоятельно принимать решения. Возникла острая потребность в новой информации и не просто информации, а, наряду с событийной картиной происходящего, аналитическом ее освещении.

Модернизировались типологические характеристики средств массовой информации: вместо однородной партийно-советской печати - пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на прессу для интеллектуалов и на массовую; на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, редакционного коллектива; на деловую и развлекательную и т.д.

Изменились и функции СМИ, и та роль, которую они играли в обществе. Получили распространение издания, цель которых – не политическое воспитание масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни

В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции средств массовой коммуникации:

1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;

2) корреляция с социальными структурами общества, что можно интерпретировать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;

3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

4) В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию – развлекательную.

В современной российской теории журналистики существуют три основополагающих концепции функций.

И.Д. Фомичева

· функции информирования,

· социально-ценностного ориентирования,

· психической регуляции общества,

· коммуникации, самоуправления общества.

Б.А. Грушин

· информирование, воспитание, создание необходимого эмоционально-психологического тонуса, организационная и коммуникативная.

Е.П. Прохоров

· идеологическую, культуроформирующую, рекламно-справочную, рекреативную (развлекательную), непосредственно организаторскую функции.

Культуроформирующая функция (доминирующая ф-я) имеет своей целью обогащение внутреннего мира человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает средства массовой информации знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

СМИ не просто передают – принимают информацию, но являются тем самым каналом, посредством которого меняются культурные приоритеты и задаются новые смыслы и ценности. При этом СМИ выполняют важнейшую роль в транслировании в массы культурных инноваций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: