И исполнительского замыслов

Познание авторского замысла связано с изучением твор­чества поэта, составлением «биографии» стиха, изучением особенностей формы, определением темы, идеи произведения, нахождением конфликта, главного события, выявлением отношения автора к происходящему в произведении, изучением структуры построения сюжета или развития мысли и т. д. Не останавливаясь на всех этих вопросах, достаточно под­робно освещенных в специальной литературе, рассмотрим лишь некоторые из них.

В творческом процессе все решает сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Однако, чтобы су­меть передать мысли и чувства, муки и радости, мечтания поэта, сверхзадача исполнителя должна быть, во-первых, сознательной, идущей от интересной творческой мысли режис­сера и чтеца; во-вторых, эмоциональной, возбуждающей; в-третьих, волевой, вызывающей стремление действовать це­ленаправленно и беспрерывно. Поэтому было бы ошибочным, если сразу же, с первых дней работы над текстом, мы формировали тему, идею, сверхзадачу: их надо выстрадать, по­чувствовать в процессе творческого познания, изучения произведения. Вместе с тем рабочую, так сказать, временную идею и сверхзадачу все же надо определить для того, что­бы, не сбиться с верного пути. Именно сам исполнитель пусть определяет сверхзадачу, ищет ее не только в произведении, но и в жизни, в своей душе. (51)

Для быстроты и точности определения идеи и сверхзадачи мы советуем идти, в работе по следующему пути: прежде всего выявить конфликт, главное событие. В поэтическом произведении, особенно в лирике, бывает сложно отыскать конфликт. Он не лежит на поверхности во внешних событиях. Часто конфликт заключен в самом лирическом герое: в нем борются разум и сердце, совесть и желание, выбирает­ся и утверждается жизненная позиция, дается нравственная оценка самому себе и окружающей действительности.

Затем надо установить, каким образом разрешается конфликт. Заметим, что разрешение конфликта обычно является кульминационным моментом произведения. В нахождении и разрешении конфликта и заложена идея произведения. Определение идеи, конфликта и позволяет сформулировать сверхзадачу исполнения. А затем уже прослеживаешь, где начинается событие, как оно развивается и чем кончается.

Такая последовательность работы проста, доступна, дей­ственна; «не засушивает» исполнителей. Позволяет быстрее почувствовать материал, его действенную природу. А это главное.

Иногда допускается ошибка, состоящая в том, что ос­новное внимание уделяется разработке видений. Конечно, ви́дения играют большую роль в словесном действии: пере­дача ви́дений пробуждает воображение зрителей, активизи­рует процесс, мышления, вызывает сопереживание и т. д. Од­нако фетишизировать их — значит приводить к обратному эффекту, а чаще всего к остановке мысли-действия, к нару­шению органического процесса общения со слушателями.

Чтобы слушатели восприняли материал, очень важно вер­но его выстроить. Что это такое? Психология восприятия ис­кусства такова, что сложный словесный материал человек способен воспринимать лишь «порциями», частями: ведь на­до не только воспринимать, но и понять, оценить, прочувст­вовать его. Поняв часть материала, легче воспринимать и осознавать дальнейшее и наконец произведение в целом. По­этому, начиная работу над стихотворным материалом, сле­дует разбить его на части (куски). Не надо слишком боять­ся многообразия терминов в искусстве. Правда, некоторые режиссеры утверждают, что будто бы «кусок», «часть», «эпи­зод» останавливают действие. Но ведь все зависит от нас. Под понятиями «кусок», «часть», «эпизод» и подразумева­ются составные целого произведения. Наоборот, надо очень точно определять и решать каждый кусок, понимая, каким образом далее будет развиваться мысль, и какую роль в раз­витии действия играет данный кусок. Но мы не советуем де­лить материал на множество маленьких кусочков, что часто наблюдается в практике работы с чтецами-любителями. (52) За­помним, что писал К. С. Станиславский: «Обыкновении я...начинаю с крупных кусков и, если они оказываются слишком монотонными и однообразными, бедными в переживании, то­гда только я их дроблю на более мелкие».19

В литературных жанрах легко обнаружить закономер­ность классической драматургии, которая состояла из пяти актов: экспозиции, завязки действия, развития действия, кульминации, развязки. Вот и надо поначалу определить эти части стихотворения. Легче это сделать в сюжетном стихо­творении.

Экспозиция В полк пригласили мать героя – 1 часть

Где сын навечно в списки занесен.

Завязка Старушка седенькая шла вдоль строя, 2 часть

действия Как будто бы искала — где же он?...

Развитие По-матерински вглядывалась в лица,

действия Не обожженные войной, 3 часть

Кульминация И думала:

«А если повторится 4 часть

Они такие же,

Развязка Как мой...» 5 часть

(Н. Савков).

Полезно каждую часть озаглавить, найти более точные глаголы действия исполнителя в каждой части. Чрезвычайно важна первая часть — экспозиция, когда поэт описывает со­бытие, которое развернется в сюжетное повествование. В данном стихотворении: «Мать пригласили в полк, в котором служил ее погибший сын». В лирическом же стихотворении, в первой же строфе или в строчке поэт выражает свою ис­ходную мысль, которая получает развитие в дальнейших строфах или строчках стиха.

При исполнении стихов многие чтецы и режиссеры недо­оценивают эту важную экспозиционную часть произведения, считая ее «не главной». Нередко даже слышишь такое за­мечание: «Не задерживайтесь на начале. Это не главное в стихе». Ошибочное указание. Ведь если с первых слов за­интересуешь, захватишь внимание слушателей, тогда они «пойдут за тобой» во внутренний мир поэта. Вот лишь один пример из практики. По радио передавались стихи ленин­градского поэта Александра Решетова. Зная о строгом от­ношении поэта к слову, мысли, образу, исполнители читали стихи неторопливо, как им казалось, наполняя каждое сло­во глубоким смыслом, подтекстом, отношением; (53) Однако по­сле передачи услышали в телефонной трубке гневно-страдаль­ческий голос поэта, который восклицал в адрес известного артиста: «Как можно так легковесно проговорить первые строки стихотворения «Отца и мать не выбирают»?! Ведь в них весь смысл! От этих строк родилось все стихотворение...» И он был прав. Действительно, первые строки стихов:

Отца и мать не выбирают —

Какие есть, таким и быть.

— это заявка поэта, серьезное напоминание тем, кто скло­нен изменить Родине. Именно от этих слов развивается да­лее мысль поэта:

Не знаю, кто родному краю

Обиду смеет предъявить,

Что в мире есть поживописней,

Поинтереснее края...

Только после того, как западут в души слушателей пер­вые слова стихотворения, они смогут верно воспринять все его содержание, развивающее исходную позицию автора.

Мы рекомендуем пользоваться в экспозиционной части такими глаголами, как «втянуть слушателей в атмосферу со­бытий», «заворожить», «заинтриговать», «заразить», «заин­тересовать» и т. п. Почему при исполнении так важна первая, экспозиционная часть произведения? Психология восприятия такова, что, когда артист, чтец начинает на сцене волноваться, громко и торопливо говорить, читать, активно жестику­лируя при этом или, наоборот, что-то тихо «себе под нос» шептать, то слушателям, еще не понимающим, о чем идет речь, артист «представляется сумасшедшим». Слушателю все должно быть понятно. Экспозиция и подготавливает даль­нейшее восприятие материала. Попробуем еще разделить на пять частей лирические стихи, и увидим, как важна в них первая — экспозиционная часть:

1 часть Упавшего вперед лицом

Не называйте

Мертвецом!

2 часть Не ради славы и наград

Он грудью встал за Ленинград.

Его порыв несли солдаты

В стальном штыке,

В броске гранаты...

3 часть Он жив

Еще не кончен бой!

Он жив —


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: