Познание авторского замысла связано с изучением творчества поэта, составлением «биографии» стиха, изучением особенностей формы, определением темы, идеи произведения, нахождением конфликта, главного события, выявлением отношения автора к происходящему в произведении, изучением структуры построения сюжета или развития мысли и т. д. Не останавливаясь на всех этих вопросах, достаточно подробно освещенных в специальной литературе, рассмотрим лишь некоторые из них.
В творческом процессе все решает сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Однако, чтобы суметь передать мысли и чувства, муки и радости, мечтания поэта, сверхзадача исполнителя должна быть, во-первых, сознательной, идущей от интересной творческой мысли режиссера и чтеца; во-вторых, эмоциональной, возбуждающей; в-третьих, волевой, вызывающей стремление действовать целенаправленно и беспрерывно. Поэтому было бы ошибочным, если сразу же, с первых дней работы над текстом, мы формировали тему, идею, сверхзадачу: их надо выстрадать, почувствовать в процессе творческого познания, изучения произведения. Вместе с тем рабочую, так сказать, временную идею и сверхзадачу все же надо определить для того, чтобы, не сбиться с верного пути. Именно сам исполнитель пусть определяет сверхзадачу, ищет ее не только в произведении, но и в жизни, в своей душе. (51)
|
|
Для быстроты и точности определения идеи и сверхзадачи мы советуем идти, в работе по следующему пути: прежде всего выявить конфликт, главное событие. В поэтическом произведении, особенно в лирике, бывает сложно отыскать конфликт. Он не лежит на поверхности во внешних событиях. Часто конфликт заключен в самом лирическом герое: в нем борются разум и сердце, совесть и желание, выбирается и утверждается жизненная позиция, дается нравственная оценка самому себе и окружающей действительности.
Затем надо установить, каким образом разрешается конфликт. Заметим, что разрешение конфликта обычно является кульминационным моментом произведения. В нахождении и разрешении конфликта и заложена идея произведения. Определение идеи, конфликта и позволяет сформулировать сверхзадачу исполнения. А затем уже прослеживаешь, где начинается событие, как оно развивается и чем кончается.
Такая последовательность работы проста, доступна, действенна; «не засушивает» исполнителей. Позволяет быстрее почувствовать материал, его действенную природу. А это главное.
Иногда допускается ошибка, состоящая в том, что основное внимание уделяется разработке видений. Конечно, ви́дения играют большую роль в словесном действии: передача ви́дений пробуждает воображение зрителей, активизирует процесс, мышления, вызывает сопереживание и т. д. Однако фетишизировать их — значит приводить к обратному эффекту, а чаще всего к остановке мысли-действия, к нарушению органического процесса общения со слушателями.
|
|
Чтобы слушатели восприняли материал, очень важно верно его выстроить. Что это такое? Психология восприятия искусства такова, что сложный словесный материал человек способен воспринимать лишь «порциями», частями: ведь надо не только воспринимать, но и понять, оценить, прочувствовать его. Поняв часть материала, легче воспринимать и осознавать дальнейшее и наконец произведение в целом. Поэтому, начиная работу над стихотворным материалом, следует разбить его на части (куски). Не надо слишком бояться многообразия терминов в искусстве. Правда, некоторые режиссеры утверждают, что будто бы «кусок», «часть», «эпизод» останавливают действие. Но ведь все зависит от нас. Под понятиями «кусок», «часть», «эпизод» и подразумеваются составные целого произведения. Наоборот, надо очень точно определять и решать каждый кусок, понимая, каким образом далее будет развиваться мысль, и какую роль в развитии действия играет данный кусок. Но мы не советуем делить материал на множество маленьких кусочков, что часто наблюдается в практике работы с чтецами-любителями. (52) Запомним, что писал К. С. Станиславский: «Обыкновении я...начинаю с крупных кусков и, если они оказываются слишком монотонными и однообразными, бедными в переживании, тогда только я их дроблю на более мелкие».19
В литературных жанрах легко обнаружить закономерность классической драматургии, которая состояла из пяти актов: экспозиции, завязки действия, развития действия, кульминации, развязки. Вот и надо поначалу определить эти части стихотворения. Легче это сделать в сюжетном стихотворении.
Экспозиция В полк пригласили мать героя – 1 часть
Где сын навечно в списки занесен.
Завязка Старушка седенькая шла вдоль строя, 2 часть
действия Как будто бы искала — где же он?...
Развитие По-матерински вглядывалась в лица,
действия Не обожженные войной, 3 часть
Кульминация И думала:
«А если повторится 4 часть
Они такие же,
Развязка Как мой...» 5 часть
(Н. Савков).
Полезно каждую часть озаглавить, найти более точные глаголы действия исполнителя в каждой части. Чрезвычайно важна первая часть — экспозиция, когда поэт описывает событие, которое развернется в сюжетное повествование. В данном стихотворении: «Мать пригласили в полк, в котором служил ее погибший сын». В лирическом же стихотворении, в первой же строфе или в строчке поэт выражает свою исходную мысль, которая получает развитие в дальнейших строфах или строчках стиха.
При исполнении стихов многие чтецы и режиссеры недооценивают эту важную экспозиционную часть произведения, считая ее «не главной». Нередко даже слышишь такое замечание: «Не задерживайтесь на начале. Это не главное в стихе». Ошибочное указание. Ведь если с первых слов заинтересуешь, захватишь внимание слушателей, тогда они «пойдут за тобой» во внутренний мир поэта. Вот лишь один пример из практики. По радио передавались стихи ленинградского поэта Александра Решетова. Зная о строгом отношении поэта к слову, мысли, образу, исполнители читали стихи неторопливо, как им казалось, наполняя каждое слово глубоким смыслом, подтекстом, отношением; (53) Однако после передачи услышали в телефонной трубке гневно-страдальческий голос поэта, который восклицал в адрес известного артиста: «Как можно так легковесно проговорить первые строки стихотворения «Отца и мать не выбирают»?! Ведь в них весь смысл! От этих строк родилось все стихотворение...» И он был прав. Действительно, первые строки стихов:
|
|
Отца и мать не выбирают —
Какие есть, таким и быть.
— это заявка поэта, серьезное напоминание тем, кто склонен изменить Родине. Именно от этих слов развивается далее мысль поэта:
Не знаю, кто родному краю
Обиду смеет предъявить,
Что в мире есть поживописней,
Поинтереснее края...
Только после того, как западут в души слушателей первые слова стихотворения, они смогут верно воспринять все его содержание, развивающее исходную позицию автора.
Мы рекомендуем пользоваться в экспозиционной части такими глаголами, как «втянуть слушателей в атмосферу событий», «заворожить», «заинтриговать», «заразить», «заинтересовать» и т. п. Почему при исполнении так важна первая, экспозиционная часть произведения? Психология восприятия такова, что, когда артист, чтец начинает на сцене волноваться, громко и торопливо говорить, читать, активно жестикулируя при этом или, наоборот, что-то тихо «себе под нос» шептать, то слушателям, еще не понимающим, о чем идет речь, артист «представляется сумасшедшим». Слушателю все должно быть понятно. Экспозиция и подготавливает дальнейшее восприятие материала. Попробуем еще разделить на пять частей лирические стихи, и увидим, как важна в них первая — экспозиционная часть:
1 часть Упавшего вперед лицом
Не называйте
Мертвецом!
2 часть Не ради славы и наград
Он грудью встал за Ленинград.
Его порыв несли солдаты
В стальном штыке,
В броске гранаты...
3 часть Он жив
Еще не кончен бой!
Он жив —