Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Разве возможно со всей глубиной передать чувства и страстные желания поэта, не зная всей биографии рождения этих строк?!

В «биографию» мы бы записали: Иван Иванович Пущин (1798—1859) — лицейский товарищ Пушкина, первым наве­стивший Пушкина в Михайловском. Вот как описал Пущин эту встречу: «Спускаясь с горы, — рассказывает он, — не­далеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел... Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились смаху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадь у крыльца — протащили ми­мо и засели в снегу не расчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. (49) На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простуживается. Смотрим друг на друга, це­луемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около вось­ми часов утра...».

Уезжая, Пущин взял обещание с Пушкина, что тот на­пишет ему послание в стихах. Встреча произошла в январе 1825 года. В декабре 1825 года (четырнадцатого декабря) произошло восстание декабристов, и Пущин был приговорен на двадцать лет к каторжным работам. Стихи Пушкина на­писаны 13 декабря 1826 года во Пскове. Пущин получил сти­хи Пушкина в январе 1828 года, находясь в Чите. Передала их жена декабриста Александра Григорьевна Муравьева. «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! — пишет Пу­щин. — Преисполненный глубокой, живительной благодар­ности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый, посетил его в изгнании......

Знакомство с «биографией» стихов помогает, безусловно, глубже проникнуть в мир поэта и зажить его чувствами и желаниями. Но кроме «биографии» стихов, важнейшим эта­пом является определение особенностей его стихотворной фор­мы. Для примера изучения специфики формы стихов возь­мем стихи С. Орлова:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Скандируя, мы определяем, что стихи написаны ямбиче­ской стопой (раз-двА, раз-двА). И замечаем такую очень важную деталь, которая подсказывает характер исполнения стихов: поэт чередует четырехстопный ямб с трехстопным, а эти, уменьшенные на одну стопу строчки стиха, несут глав­ную эмоционально-смысловую нагрузку:

А был он лишь солдат...

Без званий и Наград...

На миллион веков...

Руками всех друзей...

Как будто в мавзолей. (50)

Значит, при исполнении надо будет мягко, не нарочито, но обязательно выделять эти строчки. Далее выясняем, что поэт использует только мужские окончания рифм: ой-ой, ат-ат, ля-ля, ов-ов,... ей-ей. Ясно, что стихи должны звучать ску­по, мужественно, сдержанно.

Язык стихотворения прост и лаконичен. И если прислу­шаемся к звукописи в стихе, то заметим преобладание не громких согласных: С-З-Ш. И только, когда подчеркивает­ся мысль о продолжении жизни, поэт вводит звучащие ГР-ТР-ЗБ, передающие раскаты грома и разбег ветров.

Ознакомившись с характеристическими особенностями формы исполняемого стихотворения, можно приступить к следующему этапу работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: