Лучом лицейских ясных дней!
Разве возможно со всей глубиной передать чувства и страстные желания поэта, не зная всей биографии рождения этих строк?!
В «биографию» мы бы записали: Иван Иванович Пущин (1798—1859) — лицейский товарищ Пушкина, первым навестивший Пушкина в Михайловском. Вот как описал Пущин эту встречу: «Спускаясь с горы, — рассказывает он, — недалеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел... Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились смаху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадь у крыльца — протащили мимо и засели в снегу не расчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. (49) На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простуживается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около восьми часов утра...».
|
|
Уезжая, Пущин взял обещание с Пушкина, что тот напишет ему послание в стихах. Встреча произошла в январе 1825 года. В декабре 1825 года (четырнадцатого декабря) произошло восстание декабристов, и Пущин был приговорен на двадцать лет к каторжным работам. Стихи Пушкина написаны 13 декабря 1826 года во Пскове. Пущин получил стихи Пушкина в январе 1828 года, находясь в Чите. Передала их жена декабриста Александра Григорьевна Муравьева. «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! — пишет Пущин. — Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый, посетил его в изгнании......
Знакомство с «биографией» стихов помогает, безусловно, глубже проникнуть в мир поэта и зажить его чувствами и желаниями. Но кроме «биографии» стихов, важнейшим этапом является определение особенностей его стихотворной формы. Для примера изучения специфики формы стихов возьмем стихи С. Орлова:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Скандируя, мы определяем, что стихи написаны ямбической стопой (раз-двА, раз-двА). И замечаем такую очень важную деталь, которая подсказывает характер исполнения стихов: поэт чередует четырехстопный ямб с трехстопным, а эти, уменьшенные на одну стопу строчки стиха, несут главную эмоционально-смысловую нагрузку:
|
|
А был он лишь солдат...
Без званий и Наград...
На миллион веков...
Руками всех друзей...
Как будто в мавзолей. (50)
Значит, при исполнении надо будет мягко, не нарочито, но обязательно выделять эти строчки. Далее выясняем, что поэт использует только мужские окончания рифм: ой-ой, ат-ат, ля-ля, ов-ов,... ей-ей. Ясно, что стихи должны звучать скупо, мужественно, сдержанно.
Язык стихотворения прост и лаконичен. И если прислушаемся к звукописи в стихе, то заметим преобладание не громких согласных: С-З-Ш. И только, когда подчеркивается мысль о продолжении жизни, поэт вводит звучащие ГР-ТР-ЗБ, передающие раскаты грома и разбег ветров.
Ознакомившись с характеристическими особенностями формы исполняемого стихотворения, можно приступить к следующему этапу работы.