Классификация дорог и улиц

Связи населения могут быть межселенными, внутриселенными, внутриотраслевыми и внутрихозяйственными. К межселенным связям относят трудовые, культурно-бытовые, производственные, лечебно-оздоровительные, спортивные, учебные и другие, происходящие за пределами населенного пункта и хозяйства. Внутриселенные связи предусматривают: дом - производство, дом - транспорт, дом - место отдыха, дом - общественный центр, дом – управленческий центр производственной зоны и т. д. Такие связи осуществляются в границах населенного пункта.

Внутрихозяйственные связи осуществляются между жилой зоной – сельскохозяйственными угодьями, жилой зоной – участками личных подсобных хозяйств. Внутриотраслевые связи могут происходить между различными населенными пунктами.

Межселенные связи осуществляют авиационным, железнодорожным, речным транспортом и автотранспортом. Внутриселенные связи – по уличной сети с автомобильными дорогами. Уличная сеть является каркасом для планировки населенного пункта.

По форме начертания плана уличной сети различают регулярные, свободные и смешанные системы. Регулярные системы уличной сети подразделяют на прямоугольные, прямоугольно-диагональные, радиальные, радиально-кольцевые, комбинированные (рис. 1). Для регулярных систем уличной сети типично геометрически правильное построение плана.

Красные линии – границы, которые отделяют территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских населенных пунктах.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (Градостроительный кодекс, 2004).

Рисунок 1 – Схемы основных систем уличной сети

I – регулярные системы уличной сети: а – прямоугольная; б – прямоугольно-диагональная; в – радиальная; г – радиально-кольцевая; д – комбинированная; II – свободная; III – смешанная

Согласно СНиП 2.07.01-89** ширину улиц и дорог в пределах красных линий следует принимать: магистральных дорог – 50-75 м; магистральных улиц – 40-80 м; главных улиц с бульваром сельского поселка – 30 м; главных улиц сельского населенного пункта – 20-25 м; улиц и дорог местного значения – 15-25 м; улиц в жилой застройке сельского поселка -10-18 м.

Обязательными элементами улиц являются: проезжая часть и тротуары. Между ними размещают разделительную полосу (газон). Для каждой улицы разрабатывают поперечный профиль - изображение улицы в вертикальном разрезе перпендикулярно ее оси (рис. 2).

Рисунок 2 - Примеры архитектурных профилей улиц: а — с одноэтажной застройкой; б — с двухэтажной застройкой; в — профиль бульвара с одной пешеходной аллеей по оси главной улицы (размеры в м)

Размещение транзитных путей показано на рисунке 3.

 
 


Рисунок 3 - Схемы взаимного размещения населенного пункта и транзитного пути: а – на расстоянии от населенного пункта; б – на границе населенного пункта; в – с выводом из населенного пункта; г – по населенному пункту. 1 – населенный пункт; 2 – подъездные местные пути; 3 – транзитный путь

3. Планировочная организация и архитектурно-планировочная структура населенных пунктов

Населенные пункты размещались по территории в рамках исторического развития расселения и имеют к настоящему времени различные пространственные структуры. Форма размещения населенных пунктов по территории в соответствии с формой расселения называется групповой. Административным центром является столица; региональными административными центрами – города регионального значения; районными административными центрами – города, сельские населенные пункты районного значения.

Населенные пункты по типу плана можно подразделить (рисунок 4) на округлые; полукруглые, примыкающие тыльной стороной к водной поверхности (река, озеро, море); сегментные, занимающие перешеек между водными преградами; секторные, занимающие пространства между сливающимися реками, оврагами и другими естественными преградами. Со временем разрастаясь, города приобретали округлую форму.

 
 


а

б
б

 
 


 
 
 

г

Рисунок 4 – Типы пространственной структуры населенных пунктов:

а – округлые; б – полукруглые; в – сегментные; г - секторные

Модель планировочной структуры населенного пункта - образована по ступенчатой схеме (рис. 5). В каждой структурно-планировочной единице более высшего порядка создаются структурно-планировочные единицы меньшего порядка. Число ступеней зависит от численности жителей населенного пункта.

Основа населенных пунктов - жилая зона состоит из жилых домов: усадебных, блокированных, мало и среднеэтажных много квартирных (секционных) и много этажных много квартирных. По степени комфортности их делят на эконом класс, массовое, бизнес и элит класс.

Часть населенного пункта, отграниченная главными, основными, второстепенными улицами и проездами, представляет собой квартал (рис. 6) -наименьшая структурно-планировочная единица первого порядка. Ширина квартала может быть 80…120 м.


Рисунок 5 - Модель ступенчатой планировочной структуры населенных пунктов: 1 – центр населенного пункта; 2 – центр второй структурной единицы; 3 – центр третьей наименьшей структурной единицы – первичного жилого комплекса

Длина квартала ограничивается противопожарными требованиями – предписывается устройство проездов на территорию квартала не более чем через 300 м. В реконструируемых населенных пунктах длина квартала может быть уменьшена до 180 м.

Квартал предполагает организацию зоны первичного обслуживания населения, которая располагается в минимальной близости к жилым домам. Прежде всего, это площадки для детей разного возраста, родителей, спортивные площадки.

Площадки необходимо устраивать в безопасных, удаленных от транспортных магистралей местах. На этих площадках организуют места для тихого отдыха, чтения, игры в шахматы и т.д.


Рисунок 6 - Примерная организация первичных жилых комплексов

1 – жилые кварталы; 2 – зона первичного обслуживания

Зона отдыха должна находиться не далее 200 м от самого удаленного входа в жилой дом. Минимальная площадь такой первичной структурно-планировочной единицы должна быть 0,5 га. Зеленые насаждения должны занимать площадь не менее 50% территории.

Структурно-планировочная единица – такое жилое образование (часть территории жилой зоны, состоящая из нескольких кварталов), в котором за основу взяты практические (утилитарные) потребности населения в удобстве жизни, быта и культурно-бытового обслуживания. Структурно - планировочная единица первого порядка определяется как первичный жилой комплекс. Первичный жилой комплекс не должен пересекаться улицами, там есть только проезды. Улицы являются границами первичного жилого комплекса.

Население первичных жилых комплексов в сельской местности может составлять от 200 до 500 человек, в городе – 1500 человек. Территория первичной структурно-планировочной единицы не должна пересекаться улицами. К ней лишь предусматривают местные проезды и подъезды к жилым домам. Составными частями наименьшей структурно-планировочной единицы являются структурно-планировочные элементы. К ним относят: жилые дома, проезды, озелененные участки отдыха.

Несколько первичных жилых комплексов объединяются в структурно-планировочные единицы второго порядка – микрорайоны. Численность населения микрорайона в сельских населенных пунктах может быть от 500 до 1500 человек. Средние сельские поселки с населением 1…2 тыс. человек могут состоять из одного-двух микрорайонов. Численность населения микрорайона для городов принята 4…6 тыс. человек при застройке секционными домами. Территория микрорайона не должна пересекаться главными и магистральными улицами.

Микрорайон имеет общественный центр, где размещают учреждения повседневного пользования, сад с площадками для отдыха и спорта.Границами микрорайона являются магистральные и жилые улицы районного значения, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. Жилой микрорайон является объектом разработки проекта застройки.

Несколько микрорайонов объединяется в жилой район. В жилом районе в радиусе обслуживания располагают учреждения периодического пользования. Жилые районы ограничены главными улицами и крупными транспортными магистралями, естественными рубежами. Несколько жилых районов, объединенных системой обслуживания, составляют планировочный район или территорию населенного пункта, с главной площадью общественного центра, на которой размещают учреждения эпизодического пользования, в т.ч. и центральный парк культуры и отдыха, спортивный комплекс для обслуживания жителей населенного пункта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: