Глава 23. Сим-сим, открой дверь

Как известно, американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин стали первыми людьми, ступившими на поверхность Луны. Это случилось в юго-западной части Моря Спокойствия. А всего на Луне побывали 12 американских астронавтов. Они проработали на её поверхности непосредственно 80 часов. На Землю было доставлено около 400 килограммов образцов лунного грунта.

«Отличные парни отличной страны», безусловно, видели там что-то такое, о чём не любят говорить. А как же «страна победившего социализма»? Разве наши ребята были хуже подготовлены? Отказывались лететь? Что вообще произошло здесь, на территории бывшего СССР, за «железным занавесом»?

Самыми ненавистными шпионами в мире, большевистская власть в СССР всегда считала собственный народ. Презирала, ненавидела и боялась его. А потому и тотальная шпиономания, как правило, с успехом действовала против собственных граждан, которые, кстати сказать, ни сном, ни духом.

Один из примеров подобной болезненной шпиономании имеет непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме. Несколько лет тому назад среди большого количества изданий на Московской книжной ярмарке была представлена и американская энциклопедия К.Гэтланда «Космическая техника». Издание было красочным, великолепно исполненным, но специалистам запомнилось вовсе не этим.

Дело в том, что на мелованных страницах этого издания, рядом с огромным американским носителем «Сатурн-5», выводившим все американские «Апполо» на лунную трассу, была воспроизведена аналогичная советская ракета «Н-1». А ведь её разработка считалась величайшим секретом космической отрасли, строжайшей государственной тайной СССР. В литературе, даже технической, даже имеющей гриф секретности, об «Н-1» и близко не упоминалось.

Тем не менее в энциклопедии К.Гэтланда рисунок «Н-1» был представлен точно, как говорится, отсек за отсеком. На Байконуре по этому поводу ходила такая легенда. Якобы в одном из зданий, по соседству с монтажно-испытательным корпусом, откуда на специальной платформе первую «Н-1» должны были вывозить на старт, работал глубоко внедрившийся шпион. Чтобы, Боже упаси, не вызвать подозрения, он много лет ударно трудился во славу советской космонавтики, удостаиваясь всевозможных красных вымпелов и почётных дипломов.

А задача у него была одна-единственная — зарисовать или даже сфотографировать «Н-1». Потом, когда уже было поздно, и выполнивший свою миссию шпион благополучно испарился, доблестные контрразведчики даже вычислили из какого окна смотрели на лунную ракету. Но «дорого яичко ко Христову дню».

Кстати, энциклопедию К.Гэтланда, не забыв прибегнуть ко всевозможным «необходимым сокращениям», переиздали в СССР. Естественно, в тексте уже не было даже намёка на «Н-1», а такого жуткого криминала, как рисунок, — тем более! Сколько же их было, «секретов», известных всему миру, но являвшихся тайной за семью печатями для собственных граждан.

В этом эпизоде, как в зеркале, — вся лживая суть того государства, которое было выстроено на крови и называлось СССР.

Сравнительно недавно, около года назад, по ТВ показали эти, некогда секретнейшие кадры, предназначенные для сверхзакрытых просмотров. «Подписка о неразглашении» действовала долго. Хотя толку от этого было немного.

Вот что по этому поводу заметил С.Лесков, долгое время работавший в космической отрасли:

«До недавнего времени любые материалы по космонавтике перед публикацией проходили строжайшую "космическую" цензуру. Стоит ли говорить, что самое скромное поползновение в область засекреченного, любая попытка сообщить что-либо новое, выйти на проблему или обнародовать сенсацию — всё это старательно пересекалось бдительными цензорами. Пропаганда её достижений (советской космонавтики) велась на редкость топорно. О критическом анализе, о неудачах не могло быть и речи».

Да, уважаемый читатель, именно критический анализ — вот то необходимое, без чего трудно осознать, что же, собственно, стряслось в советской космонавтике по большому счёту.

«Н-1» называли «последней любовью» С.П.Королёва. Он был талантлив, честолюбив и обладал железной, несгибаемой волей. При жизни он был лишён двух вещей — собственного имени и свободы. В газетных статьях он подписывался псевдонимом. А о свободе что говорить, если он, фактически, всю жизнь был на положении подконвойного. Или вообще заключённым.

Может быть, поэтому он был творцом и поэтом космических кораблей. Когда однажды Сергею Павловичу предоставили график с оптимальными стартами к Луне, Марсу и Венере, он сказал: «Хорошо бы пройтись по всему этому фронту и везде оказаться первым». Его глубинные интересы были достаточно далеки от военной сферы, но с военной техникой он был теснейшим образом связан всю свою жизнь.

В помпезном и абсолютно лживом, хотя и превосходно снятом советском фильме «Укрощение огня», актёр Кирилл Лавров, играющий прототип Королёва, на совещании у Сталина произносит сакраментальную фразу: «Мне у фон Брауна учиться нечему».

Абсолютная неправда. В 1945 году С.П.Королёв вместе с группой специалистов был направлен в Германию для ознакомления с «Фау-2». И жил на брошенной вилле штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна, талантливого немецкого конструктора, под руководством которого уже в США был создан носитель «Сатурн-5», который и доставил «Аполло» к Луне.

Академик В.П.Мишин, бывший заместитель Королёва, вспоминал, что ещё в начале 60-х годов Королёв подал в правительство записку, где предлагал свой сценарий пилотируемого полёта на Луну.

В то время по проекту «Аполло» в США уже шла интенсивная работа, весь ход которой координировался единым мозговым центром — НАСА. В СССР такого единого центра не было. Несколько колоссальных КБ работали каждой над своим проектом. Само постановление о создании ракеты-носителя появилось в 1960 году. Вот что сообщает С.Лесков в своей брошюре: «Как мы не слетали на Луну»:

«В 1961 году решение пересмотрели, создание машины перенесли на 1965 год. Но лишь в 1964 году впервые была официально поставлена задача высадки на Луну. В ноябре 1966 года экспертная комиссия под представительством М.В.Келдыша (Президента Академии Наук СССР, человека удивительной души, благородства и знаний) дала положительное заключение на эскизный проект по лунной экспедиции с использованием ракеты-носителя мощностью 95 тонн, что позволяло высадить на Луну одного космонавта, оставив второго члена экипажа на окололунной орбите. Уже было известно, что американцы стартуют в 1969 году.

Но нашим специалистам, совершенно в духе времени, вменялось в обязанность обеспечить приоритет СССР в изучении Луны...».

Уже были сформированы советские лунные экипажи, основной и дублирующий. Труд на подготовку был затрачен колоссальный. Но вскоре не стало С.П.Королёва. Разработка «Н-1» затягивалась. Сказывалась и постоянная подозрительность в отношениях друг с другом генеральных конструкторов, возглавляющих различные КБ: Глушко, Челомея, Янгеля и других. Естественно, всё это работало против гигантской «Н-1», стартовый вес которой достигал 3000 тонн. Нехватало и средств. А дальше начинает происходить вообще нечто странное.

В целях «экономии времени и средств» отказались от стендовых испытаний первой ступени! Этот шаг по своей нелепости и элементарному недомыслию сравнить просто не с чем! Самое потрясающее, что подобный поступок совершили виднейшие специалисты своего дела! Это всё равно, что глотать цианистый калий, уговаривая себя, что он не повредит! Разумеется, люди работали в условиях полнейшего отсутствия бытовых удобств, без отдыха и сна. И тем не менее 21 февраля 1969 года начались лётные испытания ракеты «Н-1». И пошли неудачи!

Первая «Н-1» взорвалась через 70 секунд после старта. Вот как это описывает С.Лесков:

«3 июля 1970 года во время попытки второго запуска из-за неисправности кислородного насоса произошёл сильный взрыв, разрушивший стартовый комплекс. На его восстановление и подготовку новой ракеты ушло немало времени, и лишь 27 июля 1971 года состоялась новая попытка. Ракета чуть приподнялась над землёй, но из-за потери управляемости дальнейший полёт сорвался и опять стартовый стол был повреждён...».

Удивляться не приходится. Если взрываются фактически не истраченные ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ТОНН высококалорийного горючего, всё, что не укрыто под землёй в железобетонных бункерах, превращается в пар на километры вокруг.

Четвёртый запуск состоялся 23 ноября 1972 года:

«Все системы ЗАКОЛДОВАННОЙ первой ступени, все двигатели работали нормально, полёт продолжался 112 секунд, но в конце активного участка... возникла неисправность, и полёт прекратился...».

И тут принимается решение заморозить дальнейшие работы по «Н-1». В мае 1974 года вместо В.П.Мишина назначают В.П.Глушко, который терпеть не мог «Н-1»!

Казалось бы, вот пример того, как большевистский диктат погубил лунную программу СССР.

Действительно, это всё так. В кадрах документального фильма хорошо виден странной формы навес, установленный на Байконуре в парке над танцевальной площадкой. Навес этот интересен тем, что был изготовлен в патоновском «Институте электросварки». Навес, кстати, варили с применением аргонно-дуговой сварки с рентгенографическим контролем. Дорого обошёлся этот навес, что и говорить.

Хотя поначалу он предназначался вовсе не для удобства музыкантов. Это — часть сверхпрочного топливного бака для «Н-1»! Но может эта трагическая, грандиозная неудача — случайность?

Хотелось бы, конечно, считать именно так. Но вот факты, факты. Возглавляемое уже Глушко КБ, в конце концов, создало «Энергию», которая стартовала с первого раза. Мы в своё время имели возможность наблюдать по телевидению и старт «Энергии» и ещё один её старт, когда на орбиту был выведен «Буран». В данном случае не было катастроф, не было неудач. Но что, в сущности, изменилось? Великолепный «Буран», не уступающий американским «Шаттлам», не сгорел в атмосфере во время возвращения на Землю. Он не взорвался, не затерялся в космосе. Ничего подобного, к счастью, не случилось! «Буран» просто превратился в кафе-ресторан, пожалуй, самый дорогой ресторан во всей человеческой истории.

Интересно получается. Жизненный путь «Н-1» и «Энергии» — совершенно разный, а результат — один и тот же. Как тут не вспомнить историю о том генерале, который, оправдываясь перед Наполеоном, почему не произвёл в честь императора салют, ответил, что у него на это было 23 причины.

Но, как известно, Бонапарта интересовали не причины, а результаты.

Итак, оба советских космических проекта, способных осуществить пилотируемый космический полёт на Луну, провалились! Но может это касается только Луны? А марсианская программа выглядит иначе. Но известно, что из десяти космических аппаратов, запущенных в СССР к Марсу, НИ ОДИН не выполнил свою программу до конца. Только два аппарата вообще смогли благополучно достичь поверхности Марса. А ведь всё это более, чем странно. Эту «странность» подметили уже очень многие исследователи. Например, авторы «Вселенских тайн пирамид и Атлантиды»:

«Первой успешно прорвались к Марсу американская станция "Маринер-4" в ноябре 1964 года, затем ещё несколько станций, сделавших около 8000 снимков. Русским станциям ничего не удалось в 60-х годах. В 70-х годах — новый успех "Викингов" и неуспех наших "Марсов". В 80-х годах — опять успех американцев и неуспех наших станций...».

Я здесь согласен с каждым словом авторов. Кроме одного-единственного. Станции, запущенные в 60-х годах, не являлись «русскими». Они были «советскими». Как была сугубо «советской» та станция «Мир», которая доставляет столько хлопот в настоящий момент. 17 ноября 1996 года средства массовой информации передали о самой крупной катастрофе с космическим аппаратом. В этот раз пришёл черёд «Марса-96». Вот он, к сожалению, был русским. Я, конечно, не хочу сказать, что между двумя этими понятиями на сегодняшний день «дистанции огромного размера». Но и смешивать их не стоит.

Обычно эту тему обходят стороной. Однако, напомним, что почти четверть века назад в районе станицы Зеленчукской было завершено строительство крупнейшего в СССР радиотелескопа «Ратан-600». К сожалению, несмотря на многолетние усилия специалистов-наладчиков, выйти на запланированную чувствительность этого впечатляющего по своим размерам аппарата так и не удалось.

В 1979 году в Море Ясности на дно кратера Лемонтье села автоматическая передвижная лаборатория «Луноход-2». Но в отличие от «Лунохода-1», который проработал почти год, второй «лунный трактор» отказал через 4,5 месяца работы, хотя был изготовлен более тщательно и значительно усовершенствован.

Мне в своё время пришлось работать в области специальной электроники, встречаться и беседовать с профессионалами и специалистами в области космического приборостроения. Как правило, знатоки своего дела, они не считались ни со временем, ни с затратой сил, чтобы как можно лучше выполнить свою работу.

И я не верю в то, что аппаратура, предназначенная для космических исследований, была изготовлена некачественно! Люди делали всё, что могли, а могли они немало!

Собственно, примеры можно множить и множить. Но вот даст ли это что-либо принципиально новое? Поэтому попробуем подвести итог. Да, экспедиции к Луне американских астронавтов увеселительными прогулками не назовёшь. Это был колоссальный труд, помноженный на величайшее мужество. Им бывало очень нелегко. Скажем, полёт «Апполо-13» был вообще неудачным. В результате возникшего на корабле пожара высадка астронавтов на Луну стала невозможной. Но астронавты в этой сложнейшей обстановке всё-таки пошли на облёт Луны. Это, кроме всего, была единственная возможность вернуться на Землю — любая другая траектория вела к гибели.

Ходят также упорные слухи о том, что во время экспедиции «Аполло-14» астронавты Шеппард и Митчел, покинув стоящий на поверхности Луны посадочный модуль, отправились исследовать местность и не вернулись в назначенный срок. Они возвратились только тогда, когда по всем расчётам их автономный запас давно закончился. Они вернулись. Но категорически отказались объяснить своё невероятное спасение. А по возвращении на Землю подали в отставку.

Кстати, совершив свою «лунную одиссею» в отставку вышли очень многие астронавты! Однако, оставив в стороне даже самые удивительные подробности, можем отметить главное. Итак, получается следующая поразительная странность. Американские корабли, как пилотируемые, так и автоматические, как правило, выполняют свою задачу в космосе. Трагедии, к великому сожалению, встречаются и у них. Но они не являются определяющими. Ну а что показывает анализ истории космических исследований в бывшем СССР? Да вот, оказывается, совершенно иную картину. При том, что общее количество катастроф (имеются в виду пилотируемые корабли) ненамного превышает этот же показатель у американцев, возникает огромное число накладок, несостыковок, нештатных ситуаций, мелких аварий и т.д. В результате они и сводят на нет возможность достижения принципиально новых рубежей для отечественной космонавтики.

Причём дело не только в недостатке средств или так называемого технического отставания. Налицо ещё какой-то постоянно действующий скрытый фактор. Это выглядит так, что Марс, например, «не подпускает» к себе наши автоматические корабли. Ну а Луна, как бы это выразиться, «выключает» воспринимающие системы наших автоматических станций. Честное слово, читатель, я хотел бы, чтобы эти мои выводы были ошибочными!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: