Кадры учреждений культуры. Подготовка кадров

Исключительно высокие требования предъявляются к специалистам учреждений культуры, перед которыми стоит задача организации досуга людей в новых общественных

отношениях. Поэтому кадры в учреждениях культуры должны обладать высокими деловыми качествами, глубо­ким знанием людей, их интересов и нужд, практическими навыками работы в новых условиях хозяйственного меха­низма.

Успех специалистов учреждения культуры может быть достигнут при умении привлечь к работе широкий круг лю­дей, практически организовать любое дело, вести его так, чтобы добиваться реализации планов, которые оценивались бы по конечному результату в виде материальной и мораль­ной формы.

Профессиональная подготовка и обучение кадров и ак­тива для учреждений культуры, развитие их организатор­ских способностей осуществляются, прежде всего, в про­цессе систематической учебы и практической деятельности.

С этой целью для подготовки квалифицированных кад­ров для учреждений культуры в Российской Федерации соз­дана сеть вузов культуры, искусства и училищ культуры, которая включает Московский, Санкт-Петербургский и Краснодарский государственный университеты культуры и искусств, девять институтов, два филиала и десять училищ культуры. Эта сеть постоянно развивается.

В системе профсоюзов подготовку кадров для учрежде­ний культуры ведет Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

Вузы культуры, Санкт-Петербургская Высшая профсо­юзная школа культуры, наряду с широкой общей теорети­ческой подготовкой студентов, осуществляют преподавание специальных предметов по менеджменту и маркетингу в области культуры.

Теоретическое обучение студентов тесно связано с их практической подготовкой. Во внеучебное время студенты знакомятся со структурой и содержанием работы учрежде­ний культуры, принимают участие в подготовке и проведе­нии разовых и цикловых социально-культурных и культур-

но-досуговых программ. Студенты проходят производст­венную практику с отрывом от учебы. Сочетание разнооб­разных форм обучения способствует успешной подготовке специалистов высшей квалификации.

В современных условиях, как никогда раньше, специа­листы учреждений культуры должны быть высокообразо­ванными, обладающими способностью глубоко анализиро­вать и обобщать жизненные явления, имеющими практику работы с людьми, быть нужными людям, уметь работать с альтернативными организациями и движениями.

Теперь прием специалистов в учреждения культуры осуществляется в соответствии со степенью их подготовки к выполнению данной, конкретной работы, их стремлением и способностью осуществить порученное дело, знать, на ка­ком месте они могут принести больше пользы.

Подбор и воспитание кадров немыслимы без хорошо на­лаженного контроля за их работой. Опыт показывает, что высокая ответственность каждого за порученное дело мо­жет быть обеспечена только тогда, когда требовательность, проверка исполнения будут постоянными элементами в ра­боте с людьми. Умело организованная проверка исполнения воспитывает у человека высокую требовательность к себе и другим, укрепляет дисциплину труда.

Большое значение в росте профессионального мастерст­ва специалистов учреждения культуры занимает материаль­ное и моральное поощрение. Важно добиться, чтобы ини­циатива работника, его стремление успешно выполнить по­рученное дело не оставались незамеченными.

Именно от квалификации специалистов -зависит разви­тие творчества народа, обогащение содержания деятельно­сти учреждений культуры, поиск новых форм работы с уче­том современных запросов использовать те материальные и выразительные средства, которыми располагают учрежде­ния культуры.

Специалист учреждения культуры должен уметь посто­янно, глубоко и всесторонне изучать процессы развития, происходящие в обществе, уметь анализировать и давать верную оценку имеющимся противоречиям и трудностям.

Следовательно, наряду со многими специальностями в вузах культуры в силу сложившейся в них материально-технической базы и кадрового состава базы, в первую оче­редь, целесообразно обеспечить подготовку менеджеров со­циально-культурной деятельности, в рамках которой могут развиться:

- разработка и реализация региональных культурных программ;

- социально-культурная организация досуга;

- организация деятельности универсальных центров до­суга;

- организация и методика туристского досуга;

- организация досуга средствами искусства;

- педагогика любительского прикладного творчества;

- организация художественно-массового и зрелищно-игрового досуга;

- организация социально-культурной деятельности с детьми и подростками;

- организация семейного досуга;

- педагогика и психология социальной релаксации;

- педагогика и правовые основы социальной профилак­тики и т.д.

Как специалист широкого профиля менеджер социаль­но-культурной деятельности призван выявлять, удовлетво­рять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные про­граммы и социальные технологии их осуществления, сти­мулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации со­циально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность та-

кого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других об­щественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступают не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции социально-культурной деятельности — приобщение человека к достижениям миро­вой и отечественной культуры, всемерное развитие его творческого потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: