Разбираться в выразительных средствах, то есть «инструментах», с помощью которых специалисты и актив учреждений культуры могут оказать интеллектуально-эмоциональное воздействие на аудиторию, значит овладеть одним из важных компонентов профессионального мастерства.
Учреждения культуры располагают огромным арсеналом средств интеллектуально-эмоционального воздействия, имеющих общечеловеческий характер.
Добиться гармонии в использовании выразительных средств, к которым относятся: печатная, наглядная информация, профессиональное и самодеятельное искусство, радиовещание и телевидение, технические (проекционная, звукозаписывающая и звукопроизводящая аппаратура) очень сложно.
Каждое из этих средств обладает огромными возможностями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, поступки, на развитие их интересов и вкусов, деловых, моральных и физических качеств. Достаточно сказать, что только искусство самодеятельное и профессиональное, их различные виды и жанры могут дать огромное число различных вариаций.
Каждое выразительное средство имеет свои психологические и педагогические аспекты воздействия, к тому же все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обязывает специалистов знать психологические закономерности восприятия происходящего в учреждении культуры.
Возможности свободного выбора выразительных средств воздействия накладывают на специалистов особые требования к качеству подготовки и проведения культурно-досуговых программ.
Зачастую бывает и такое, что специалисты и актив вложили много сил в подготовку программы, все сделали методически верно, однако желаемого результата не получилось. Здесь надо помнить, что интеллектуального или эмоционального воздействия на аудиторию достичь можно лишь при умелом сочетании различных выразительных средств.
«Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, какими обычно у нас считаются и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности и вредности, взятое уединенное от всей системы средств. И, наконец, никакая система не может быть рекомендована как система постоянная»1.
В понятие «метод деятельности учреждения культуры» входит прежде всего ответ на вопрос: каким способом, со-
Макаренко А.С. Соч.-Т. 5. -С. 113. 18
вокупностью каких приемов будет подготовлена и осуществлена та или иная культурно-досуговая программа?
Метод - сумма способов, приемов, используемых в деятельности учреждений культуры в целях создания условий для саморазвития личности через предметную деятельность и культурно-досуговые программы.
Методика - совокупность приемов наиболее рационального использования средств, содержания материала для максимального достижения поставленных целей и задач в избранной форме культурно-досуговой программы. Среди множества методов, используемых в деятельности учреждений культуры, родовых три: театрализация, иллюстрирование и игра, которые проистекают из самой природы культурно-досуговой деятельности.
Все остальные методы, используемые в деятельности учреждений культуры, взяты из других областей знаний. Достаточно сказать, что только из общей педагогики применяется целая группа методов, которые можно подразделить на несколько групп: методы формирования общественного сознания; методы формирования общественного поведения; методы стимулирования развития личности; методы самовоспитания личности. А ведь есть еще и социологические, и психологические методы.
В идеале каждый метод должен соответствовать той или иной форме культурно-досуговой деятельности. Например, такие формы культурно-досуговых программ, как устные журналы, тематические вечера, народные университеты, обряды и праздники, присущи только учреждениям культуры. Поэтому под формой культурно-досуговых программ следует понимать способ (структуру) организации содержания, аудитории и характер подачи материала в учреждении культуры.
Понятие «структура» принадлежит форме культурно-досуговой программы. Форма имеет как внутреннюю орга-
низацию через содержание, так и внешнюю через реакцию зрителей и их поведение.
Добиваясь единства содержания и формы, организаторам культурно-досуговой программы необходимо ответить не только на вопрос «как?», то есть решить ту или иную задачу, не только ответить на вопрос «что?», то есть решить содержательную задачу, но и ответить на вопрос «ради чего?» готовить и проводить программу. Неумение определить цель приводит, как правило, к невыразительной форме и, как следствие, недостаточно глубокой подаче и восприятию содержания. Мастерство специалиста культуры в том и заключается, чтобы, оценив характер и цель содержательного материала, избрать единственно приемлемый путь его воплощения.
В структуре культурно-досуговых программ присутствует главный компонент, ради которого она создается - аудитория. Здесь надо сразу подчеркнуть взаимное влияние содержания и средств воздействия на аудиторию и обратно. Аудитория должна рассматриваться как прочный коллектив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой жизнью, и, чтобы влиять на нее, нужно знать, какими качествами она характеризуется, каковы ее отличительные черты.
Каждый человек воспринимает содержание культурно-досуговой программы, основываясь на своем личном опыте, складе ума и психики. Когда специалист культуры предполагает, что зрители недостаточно компетентны в том или ином вопросе, и упрощает свое сообщение, то он заранее обречен на неудачу. Напротив, когда аудитория представляется вполне информированной, специалисты могут достичь взаимопонимания с аудиторией.
Многообразие форм, средств и методов, творческий подход к методике культурно-досуговой деятельности, поиски новых форм и методов, их совершенствование - залог успешной деятельности учреждения культуры.
Методика культурно-досуговой деятельности функционирует на основе процесса общения, который проявляется в психологическом настрое людей на участие в деятельности учреждений культуры; психический настрой в значительной степени влияет на самооценку личности и оценку получаемой ею информации, формирует ее готовность к определенному виду деятельности, положительную установку на него.
Здесь важно уметь различать в аудитории массового общения как личность каждого участника, так и отдельные группы, дифференцированно подходить к аудитории, уметь классифицировать ее не только по возрасту, образованию и социальному положению, но и по интересам, жизненному опыту, отношению к данному событию и т.д.
Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными переменными - подготовленностью, предрасположенностью и активностью. В процессе подготовки и проведения культурно-досуговых программ специалисты имеют дело с определенным состоянием аудитории, которое вбирает в себя характеристики, особенности ее бытия. Состояние аудитории определяется той или иной социально-экономической ситуацией в коллективе, ценностными ори-ентациями, стереотипами поведения.
Содержание, формы и методы деятельности учреждений культуры необходимо рассматривать конкретно с учетом условий общественного развития, в неразрывном единстве с задачами экономического, социального и культурного развития нашего общества.
Специфика деятельности учреждений культуры состоит в том, что она проводится не только для посетителей, но и с их помощью, при их активном, добровольном участии в подготовке и проведении массовых культурно-досуговых программ: праздников, различных торжественных обрядов и ритуалов (посвящение в профессию, студенты; проводы призывников в армию, вечера вопросов и ответов, читательские конференции, дискуссии молодежи, диспуты по вопро-
сам морали, искусства, религии и атеизма, семьи и брака, любви и дружбы, дни открытого письма и т.п.), вечеров отдыха, массовых гуляний, работы дискотек, видеосалонов, детских команд, интеллектуальных состязаний типа КВН, спортивных соревнований семейных команд родителей и детей и т.д.
Здесь следует учитывать, что участников совместного проведения досуга побуждает и объединяет его конечный продукт, который первоначально непосредственно отвечает потребностям каждого из них. Однако возникающее при этом простейшее техническое разделение действий приводит к выделению промежуточных, частичных результатов, которые достигаются отдельными участниками коллективной культурно-досуговой деятельности, но которые сами по себе не способны удовлетворять их потребности. Потребность участников удовлетворяется не «промежуточными» результатами, а результатом их совокупной деятельности, получаемой каждым из них в силу связывающих их друг с другом отношений, возникших в процессе культурно-досуговой деятельности.
Анализ показывает, что тот «промежуточный» результат, которому подчиняются процессы, должен быть выделен для человека также и субъективно - в форме представления. Это и есть выделение цели, которая определяет способ и характер его действий в подготовке и проведении культурно-досуговой деятельности.