Средства, методы и формы деятельности учреждений культуры

Разбираться в выразительных средствах, то есть «инст­рументах», с помощью которых специалисты и актив учре­ждений культуры могут оказать интеллектуально-эмоциональное воздействие на аудиторию, значит овладеть одним из важных компонентов профессионального мастер­ства.

Учреждения культуры располагают огромным арсена­лом средств интеллектуально-эмоционального воздействия, имеющих общечеловеческий характер.

Добиться гармонии в использовании выразительных средств, к которым относятся: печатная, наглядная инфор­мация, профессиональное и самодеятельное искусство, ра­диовещание и телевидение, технические (проекционная, звукозаписывающая и звукопроизводящая аппаратура) очень сложно.

Каждое из этих средств обладает огромными возможно­стями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, по­ступки, на развитие их интересов и вкусов, деловых, мо­ральных и физических качеств. Достаточно сказать, что только искусство самодеятельное и профессиональное, их различные виды и жанры могут дать огромное число раз­личных вариаций.

Каждое выразительное средство имеет свои психологи­ческие и педагогические аспекты воздействия, к тому же все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обязыва­ет специалистов знать психологические закономерности восприятия происходящего в учреждении культуры.

Возможности свободного выбора выразительных средств воздействия накладывают на специалистов особые требования к качеству подготовки и проведения культурно-досуговых программ.

Зачастую бывает и такое, что специалисты и актив вло­жили много сил в подготовку программы, все сделали мето­дически верно, однако желаемого результата не получилось. Здесь надо помнить, что интеллектуального или эмоцио­нального воздействия на аудиторию достичь можно лишь при умелом сочетании различных выразительных средств.

«Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, какими обычно у нас считаются и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть при­знано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Ни­какое средство нельзя рассматривать с точки зрения полез­ности и вредности, взятое уединенное от всей системы средств. И, наконец, никакая система не может быть реко­мендована как система постоянная»1.

В понятие «метод деятельности учреждения культуры» входит прежде всего ответ на вопрос: каким способом, со-

Макаренко А.С. Соч.-Т. 5. -С. 113. 18

вокупностью каких приемов будет подготовлена и осущест­влена та или иная культурно-досуговая программа?

Метод - сумма способов, приемов, используемых в дея­тельности учреждений культуры в целях создания условий для саморазвития личности через предметную деятельность и культурно-досуговые программы.

Методика - совокупность приемов наиболее рациональ­ного использования средств, содержания материала для максимального достижения поставленных целей и задач в избранной форме культурно-досуговой программы. Среди множества методов, используемых в деятельности учреж­дений культуры, родовых три: театрализация, иллюстриро­вание и игра, которые проистекают из самой природы куль­турно-досуговой деятельности.

Все остальные методы, используемые в деятельности учреждений культуры, взяты из других областей знаний. Достаточно сказать, что только из общей педагогики при­меняется целая группа методов, которые можно подразде­лить на несколько групп: методы формирования общест­венного сознания; методы формирования общественного поведения; методы стимулирования развития личности; ме­тоды самовоспитания личности. А ведь есть еще и социоло­гические, и психологические методы.

В идеале каждый метод должен соответствовать той или иной форме культурно-досуговой деятельности. Например, такие формы культурно-досуговых программ, как устные журналы, тематические вечера, народные университеты, обряды и праздники, присущи только учреждениям культу­ры. Поэтому под формой культурно-досуговых программ следует понимать способ (структуру) организации содержа­ния, аудитории и характер подачи материала в учреждении культуры.

Понятие «структура» принадлежит форме культурно-досуговой программы. Форма имеет как внутреннюю орга-

низацию через содержание, так и внешнюю через реакцию зрителей и их поведение.

Добиваясь единства содержания и формы, организато­рам культурно-досуговой программы необходимо ответить не только на вопрос «как?», то есть решить ту или иную за­дачу, не только ответить на вопрос «что?», то есть решить содержательную задачу, но и ответить на вопрос «ради че­го?» готовить и проводить программу. Неумение опреде­лить цель приводит, как правило, к невыразительной форме и, как следствие, недостаточно глубокой подаче и воспри­ятию содержания. Мастерство специалиста культуры в том и заключается, чтобы, оценив характер и цель содержатель­ного материала, избрать единственно приемлемый путь его воплощения.

В структуре культурно-досуговых программ присутст­вует главный компонент, ради которого она создается - ау­дитория. Здесь надо сразу подчеркнуть взаимное влияние содержания и средств воздействия на аудиторию и обратно. Аудитория должна рассматриваться как прочный коллек­тив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой жизнью, и, чтобы влиять на нее, нужно знать, каки­ми качествами она характеризуется, каковы ее отличитель­ные черты.

Каждый человек воспринимает содержание культурно-досуговой программы, основываясь на своем личном опыте, складе ума и психики. Когда специалист культуры предпо­лагает, что зрители недостаточно компетентны в том или ином вопросе, и упрощает свое сообщение, то он заранее обречен на неудачу. Напротив, когда аудитория представля­ется вполне информированной, специалисты могут достичь взаимопонимания с аудиторией.

Многообразие форм, средств и методов, творческий подход к методике культурно-досуговой деятельности, по­иски новых форм и методов, их совершенствование - залог успешной деятельности учреждения культуры.

Методика культурно-досуговой деятельности функцио­нирует на основе процесса общения, который проявляется в психологическом настрое людей на участие в деятельности учреждений культуры; психический настрой в значительной степени влияет на самооценку личности и оценку получае­мой ею информации, формирует ее готовность к определен­ному виду деятельности, положительную установку на него.

Здесь важно уметь различать в аудитории массового общения как личность каждого участника, так и отдельные группы, дифференцированно подходить к аудитории, уметь классифицировать ее не только по возрасту, образованию и социальному положению, но и по интересам, жизненному опыту, отношению к данному событию и т.д.

Аудитория, таким образом, характеризуется тремя ос­новными переменными - подготовленностью, предраспо­ложенностью и активностью. В процессе подготовки и про­ведения культурно-досуговых программ специалисты име­ют дело с определенным состоянием аудитории, которое вбирает в себя характеристики, особенности ее бытия. Со­стояние аудитории определяется той или иной социально-экономической ситуацией в коллективе, ценностными ори-ентациями, стереотипами поведения.

Содержание, формы и методы деятельности учреждений культуры необходимо рассматривать конкретно с учетом условий общественного развития, в неразрывном единстве с задачами экономического, социального и культурного раз­вития нашего общества.

Специфика деятельности учреждений культуры состоит в том, что она проводится не только для посетителей, но и с их помощью, при их активном, добровольном участии в подготовке и проведении массовых культурно-досуговых программ: праздников, различных торжественных обрядов и ритуалов (посвящение в профессию, студенты; проводы призывников в армию, вечера вопросов и ответов, читатель­ские конференции, дискуссии молодежи, диспуты по вопро-

сам морали, искусства, религии и атеизма, семьи и брака, любви и дружбы, дни открытого письма и т.п.), вечеров от­дыха, массовых гуляний, работы дискотек, видеосалонов, детских команд, интеллектуальных состязаний типа КВН, спортивных соревнований семейных команд родителей и детей и т.д.

Здесь следует учитывать, что участников совместного проведения досуга побуждает и объединяет его конечный продукт, который первоначально непосредственно отвечает потребностям каждого из них. Однако возникающее при этом простейшее техническое разделение действий приво­дит к выделению промежуточных, частичных результатов, которые достигаются отдельными участниками коллектив­ной культурно-досуговой деятельности, но которые сами по себе не способны удовлетворять их потребности. Потреб­ность участников удовлетворяется не «промежуточными» результатами, а результатом их совокупной деятельности, получаемой каждым из них в силу связывающих их друг с другом отношений, возникших в процессе культурно-досуговой деятельности.

Анализ показывает, что тот «промежуточный» резуль­тат, которому подчиняются процессы, должен быть выделен для человека также и субъективно - в форме представления. Это и есть выделение цели, которая определяет способ и характер его действий в подготовке и проведении культур­но-досуговой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: