Деятельности учреждений культуры

Среди основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях выделяют три: инфор­мационно-просветительное, художественно-публицисти­ческое и культурно-развлекательное. Все эти направле­ния деятельности учреждений культуры взаимосвязаны, но тем не менее каждое из них имеет и свою специфику. Обу­словленность этих направлений вытекает из самой их осно­вы - информации.

Понятие «информация» в буквальном смысле слова оз­начает «сообщение», «изложение». В.Г.Афанасьев, напри­мер, считает, что «... информация - это знание, но не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для ак­тивного действия, для управления»1.

Просвещение в данном контексте означает, что конеч­ной целью ведущего направления деятельности учреждений культуры является просвещение людей через систему спе­цифических выразительных средств, форм и методов, соот­ветствующих потребностям определенной аудитории.

Органическая связь таких компонентов, как информация и просвещение позволяет при их совмещении назвать это направление "информационно-просветительное". Информа­ционно-просветительная деятельность учреждений культу­ры имеет и свои формы, методы и выразительные средства. Умелое использование всех выразительных средств и форм и методов выражается в достижении особого информацион­ного поля, которое помогает посетителям учреждения куль-

Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М, 1980. - С. 238.

туры проникнуть в суть проблемы и определить пути ее ре­шения.

Имея свои специфические черты, информационно-просветительная деятельность учреждения культуры при­звана информировать, просвещать, разъяснять, помогать людям на практике реализовывать насущные интересы в по­знании. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры ус­ловно можно разделить на общие: субъект, объект, содер­жание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д.

Общие компоненты, свойственные информационно-просветительной деятельности, присущи и художественно-публицистическому, и культурно-развлекательному направ­лениям деятельности учреждений культуры, что свидетель­ствует о их структурном единстве, но имеющих свою спе­цифику в выразительных средствах.

Обнаружить специфику художественно-публици­стической деятельности позволяет широко используемый в научной литературе термин «художественно-массовая рабо­та». Так, Д.М.Генкин отмечал, что "художественно-массовая работа - это область деятельности культурно-просветительных учреждений, в организации которой со­единяются средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определяет формы художест­венно-массовой работы от простейших в иллюстрирован­ных художественно-пропагандистских мероприятиях, про­водимых в клубном учреждении, до сложных, синтезиро­ванных в театрализованных праздниках, шествиях и мани­фестациях"1.

В современных условиях художественно-массовую ра­боту точнее называть художественно-публицистической деятельностью. Поэтому перед учреждениями культуры

I

Организация и методика художественно-массовой работы. - М.: Просвеще­ние, 1987.-С.6.

встала задача: используя активность людей, вести с ними диалог, готовить программы по конкретным злободневным проблемам и вопросам, на основе использования средств искусства. Поэтому художественно-публицистическая дея­тельность отличается от информационно-просветительной тем, что в ней преобладает наличие художественного образа и реального, конкретного героя. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически по­мочь процессу духовного осознания мира личности за счет воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сторо­ны.

Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим видом, что выражается в более активном динамичном характере и свободном типе поведения. Для культурно-развлекательной программы необходимы высо­кий уровень включенности аудитории и демократичности общения, которое проходит в непринужденной атмосфере.

Культурно-развлекательная деятельность способная удовлетворить разнообразные духовные потребности посе­тителей учреждений культуры на основе получения удо­вольствия. Поэтому культурно-развлекательная деятель­ность позволяет снять психологические стрессы, перегруз­ки, переутомление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: