Среди основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях выделяют три: информационно-просветительное, художественно-публицистическое и культурно-развлекательное. Все эти направления деятельности учреждений культуры взаимосвязаны, но тем не менее каждое из них имеет и свою специфику. Обусловленность этих направлений вытекает из самой их основы - информации.
Понятие «информация» в буквальном смысле слова означает «сообщение», «изложение». В.Г.Афанасьев, например, считает, что «... информация - это знание, но не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия, для управления»1.
Просвещение в данном контексте означает, что конечной целью ведущего направления деятельности учреждений культуры является просвещение людей через систему специфических выразительных средств, форм и методов, соответствующих потребностям определенной аудитории.
Органическая связь таких компонентов, как информация и просвещение позволяет при их совмещении назвать это направление "информационно-просветительное". Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры имеет и свои формы, методы и выразительные средства. Умелое использование всех выразительных средств и форм и методов выражается в достижении особого информационного поля, которое помогает посетителям учреждения куль-
|
|
Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М, 1980. - С. 238.
туры проникнуть в суть проблемы и определить пути ее решения.
Имея свои специфические черты, информационно-просветительная деятельность учреждения культуры призвана информировать, просвещать, разъяснять, помогать людям на практике реализовывать насущные интересы в познании. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д.
Общие компоненты, свойственные информационно-просветительной деятельности, присущи и художественно-публицистическому, и культурно-развлекательному направлениям деятельности учреждений культуры, что свидетельствует о их структурном единстве, но имеющих свою специфику в выразительных средствах.
Обнаружить специфику художественно-публицистической деятельности позволяет широко используемый в научной литературе термин «художественно-массовая работа». Так, Д.М.Генкин отмечал, что "художественно-массовая работа - это область деятельности культурно-просветительных учреждений, в организации которой соединяются средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определяет формы художественно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художественно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях и манифестациях"1.
|
|
В современных условиях художественно-массовую работу точнее называть художественно-публицистической деятельностью. Поэтому перед учреждениями культуры
I
Организация и методика художественно-массовой работы. - М.: Просвещение, 1987.-С.6.
встала задача: используя активность людей, вести с ними диалог, готовить программы по конкретным злободневным проблемам и вопросам, на основе использования средств искусства. Поэтому художественно-публицистическая деятельность отличается от информационно-просветительной тем, что в ней преобладает наличие художественного образа и реального, конкретного героя. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу духовного осознания мира личности за счет воздействия на интеллектуальную и эмоциональную стороны.
Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим видом, что выражается в более активном динамичном характере и свободном типе поведения. Для культурно-развлекательной программы необходимы высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, которое проходит в непринужденной атмосфере.
Культурно-развлекательная деятельность способная удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому культурно-развлекательная деятельность позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.