Информационно-просветительная деятельность учреждения культуры

Информационно-просветительная деятельность предпо­лагает в первую очередь удовлетворять человека в получе­нии информации.

Информационно-просветительная деятельность учреж­дений культуры не может сводиться лишь к передаче опре­деленной суммы знаний и ее донесению до определенной

аудитории. Преимущество и сила информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что по­лученная в стенах учреждения культуры информация (зна­ния, нормы, ценности) в процессе творческого общения лю­дей корректируется, усваивается, становится их собствен­ной.

В информационно-просветительной деятельности учре­ждений культуры содержание тесно взаимодействует с пе­дагогическим и художественным процессами. Их взаимо­действие и определяет специфику информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. В информационно-просветительной деятельности учреждений культуры есть формы, непосредственно несущие научные знания - лекции, беседы, доклады, кинолектории, просвети­тельные кружки и школы, в которых преобладает содержа­тельная сторона. В другую группу можно включить те фор­мы, где содержание сочетается со средствами художествен­ной выразительности: устные журналы, чтения, тематиче­ские вечера, массовые представления и зрелища, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты. Существует много различных видов инфор­мации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с по­ниманием и действуют на сознание человека, т.е. на его ра­циональное начало. Если информация эмоционально окра­шена, то она может сначала действовать на эмоции, т.е. рас­считана на отклик чувств.

В рамках своих специфических возможностей учрежде­ния культуры принимают участие в информационно-просветительной деятельности, которая прежде всего отра­жает общественные отношения; связана с различными ви­дами человеческой деятельности; воспринимается, а затем используется для воздействия на природу и на других лю­дей; имеет сложную структуру.

Здесь следует учитывать, что автор имеет в виду ту ин­формацию, которая присуща «только человеку, что она свя­зана с логическим мышлением - высшим типом отражения действительности, что ее материальным носителем, сигна­лом, ее несущим, является слово, речь - высший из извест­ных типов сигналов («сигнал сигналов», по выражению И.П.Павлова). Социальная информация выполняет комму­никативные (обеспечение общения людей), управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные и агитаци­онно-просветительные функции».

Одним из условий эффективного усвоения информации в процессе общения является создание в каждом учрежде­нии культуры организационно-педагогических условий ее усвоения.

Специалистам учреждений культуры следует помнить, что при устном выступлении в лекции, беседе, устном жур­нале, вечере вопросов и ответов в условиях досуга, когда человек устал после работы, поначалу внимание людей но­сит рассеянный характер, человеческая память в состоянии удержать лишь ограниченную лаконично излагаемую ин­формацию. Широкое использование выступающими прие­мов ораторской техники, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информа­ции и т.д. Поэтому «живое слово» - наиболее оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение, с плохо выраженной формой подачи мате­риала.

Изучение мотивов посещения информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позво­лит полнее использовать их потенциальные возможности в развитии личности. Во Дворце культуры железнодорожни­ков г. Брянска регулярно выпускают своеобразный устный журнал под названием «Наш телетайп», назначение - one-

Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980. - С. 240.

ративно информировать железнодорожников об актуальных проблемах, делах железнодорожного транспорта, конкретно местной дороги. «Телетайп» выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообща­ют о различных фактах, событиях местной производствен­ной и культурной жизни, комментируя их, тесно увязывая с проблематикой общественной жизни страны. «Телетайп» быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы.

Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соот­носит с практикой, творчески их перерабатывает, тем чаще они становятся руководством к действию. Поэтому инфор­мационно-просветительная деятельность должна строиться прежде всего с учетом законов человеческого восприятия, быть понятой аудитории.

Естественно, что учреждения культуры не могут соста­вить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации - телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредст­венного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры способны дополнить средства массовой информации ква­лифицированными комментариями событий с учетом инте­ресов конкретной аудитории, развивать активность людей.

В процессе соприкосновения с информационно-просветительной деятельностью учреждений культуры по­сетители принимают участие в организации и проведении различных форм: устных журналов, диспутов, лекций, бе­сед, консультаций, что позволяет учреждениям культуры сделать информационно-просветительную деятельность системной.

Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания - жиз­ненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами

прихода в учреждения культуры. Знание аудитории - не­пременное условие успеха информационно-просветительной деятельности. Важнейшим условием эф­фективности информации является ее достоверность.

При подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты культуры опира­ются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения. Убедительность их возрастает в том случае, когда они раскрываются в диа­лектической связи и последовательности. Каждый факт, правильно обработанный и точно расположенный на опре­деленном месте, может обладать определенной силой воз­действия и оказывать активное влияние на поведение лич­ности.

В принципе, специалисты учреждений культуры не ста­вят своей целью установление новых истин, а предпочитают пользоваться тем, что уже заранее определено. Соответст­венно и фактические данные имеют здесь иное функцио­нальное назначение: факт ценен как раз своей конкретно­стью, единичностью.

Рассказывая о реальных фактах и ситуациях, специали­сты учреждений культуры получают возможность воздей­ствовать на интеллектуальный мир человека и тем самым обеспечивать условия для аудитории в восприятии проис­ходящего.

Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является документальная литература - очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.

Как отмечает П.В.Палиевский, «отличие нашего време­ни в истории документа... состоит, очевидно, в том, что документ получил самостоятельное эстетическое значение. В этом следует видеть нечто новое... Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, навер-

ное, будет ее главным источником питания. Но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе»1.

Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную попу­лярность мемуарного жанра. Именно этим объясняется воз­росшая популярность издаваемых миллионными тиражами мемуаров, дневников, исторических романов.

Особой привлекательностью «первофакта», документа объясняется такая получившая распространение форма ин­формационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование доку­ментальности в этих формах несет большой интеллектуаль­ный и эмоциональный заряд.

Наглядность подачи материала, доказательность мыс­лей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, является важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждений культуры.

Ведущим методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позво­ляет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информацион­но-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюст­раций растений, животных, образцов горных пород, строи­тельных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти). Явля­ясь одним из способов восприятия внешнего мира через ор­ганы наших чувств, иллюстративность придает конкретный характер получаемым знаниям и понятиям. Она повышает внимание и интерес к изучаемому предмету, содействует

1 Палиевский П.В. Литература и теория. - М.: Просвещение, 1979. - С. 173. 50

правильному пониманию людьми окружающей действи­тельности, образованию представлений и понятий.

Иллюстративность сама по себе предполагает актив­ность. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать ви­димое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и де­лает знания более обстоятельными.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему за­помнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыс­лить все увиденное и услышанное. В конечном счете и вос­приятие, и внимание, и знания повышают активность мысли человека. «Восприятие и память, активное внимание и зна­ния - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваем свое внимание на чем-либо, что явля­ется темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта - своего или усвоенного чужого»1. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информацион­но-просветительной программе специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы ак­тивизировать мысль человека, возбудить его чувства.

Неуместное, слабомотивированное или затянутое во времени использование яркого, сенсационного факта, на­глядного документа очень часто приводит к возникновению в аудитории учреждения культуры непроизвольного внима­ния в виде любопытства, легкой переключаемости, способ­ствующих установлению отвлекающих контактов.

По уровню, силе восприятия аудиторией учреждения культуры проведенной программы можно судить, насколько она удалась, на основе общественного мнения. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответ­ственностью относиться к выбору форм и методов инфор-

' Блонский П.П. Избр. психолого-педагогические произв. - М., 1979. - Т. 2. -С. 114.

мационно-просветительной деятельности, ибо это направ­ление деятельности учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общест­венное мнение.

Поэтому специалисту при проведении информационно-просветительных программ следует избегать однообразных приемов повторений известных истин, а искать интересные, увлекающие приемы подачи знаний. Хорошие результаты при этом дают обращение к дополнительным источникам, выдвижение и постановка вопросов, которые имеют прак­тическое значение для слушателя.

Повторение и закрепление информации проще осущест­влять в постоянно действующих формах культурно-досуговой деятельности со стабильной аудиторией, таких, как устные журналы, устные альманахи, школы бизнеса. Смешанная аудитория состоит из людей разного возраста, культурного уровня, и здесь требуется умение найти мето­дические приемы, чтобы удовлетворить любознательность и вкусы слушателей с разным уровнем подготовки. Специа­лист, имеющий дело с множеством потребностей в неста­бильной аудитории, должен обладать оперативностью в на­хождении оптимальных путей решения задачи. Научившись определять мотивы посещения учреждения культуры той или иной группой людей, специалисты могут определить приблизительное соотношение любопытных и любозна­тельных слушателей в составе аудитории. Это позволит на­метить и правильно использовать различные приемы, вызы­вающие как пассивное, неизбирательное, неустойчивое, не­произвольное, так и избирательное, активное, устойчивое и произвольное внимание. Переходы от внешней заниматель­ности к внутренней облегчают преодоление появляющихся в аудиторий ^кризисов внимания, что позволяет совмещать интересы различных групп.

Одним из важнейших организационно-методических ус­ловий эффективности информационно-просветительных программ является выбор времени их проведения. Здесь должен учитываться прежде всего режим работы предпри­ятий, учреждений, находящихся в сфере действия клуба, дома, Дворца культуры, центра досуга, знание характера труда людей, позволяющее определить степень их утомле­ния и выбрать оптимальный для каждого случая стиль об­щения. Обоснованно выбранное время для проведения про­граммы - это не только одна из предпосылок успешной ра­боты, но и прежде всего проявление уважения к человеку.

Повышению активности личности в информационно-просветительной программе способствует ее включение в живой процесс общения с аудиторией, возможность прояв­ления отношения аудитории к происходящему.

Учреждение культуры как система сохраняет свою це­лостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах имеющейся и потенциальной аудитории. Есть немало интересных примеров того, как содержатель­ная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствует единству содер­жания и формы.

Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить подлинную информационно-просветительную деятельность.

Профессиональным работникам учреждений культуры следует помнить, что сообщаемая во всех формах информа­ция усваивается лишь в том случае, если она близка по со­держанию воззрению аудитории, иначе она будет отвергну­та как неприемлемая. Наиболее эффективно информация усваивается тогда, когда она «вписывается» в имеющуюся у каждого человека систему воззрений.

Основным видом драматургии лнформационно-просветительных программ является сценарий план.

Итак, информационно-просветительна' деятельность учреждений культуры одновременно решаегДве задачи: не­сет людям знания и вырабатывает личное отношение к по­лученным знаниям, формирует убеждения.

§ 2. Художественно-публицистическая деятельность учреждений культу|

Художественно-публицистическая деят<5льность учреж­дений культуры надо рассматривать в дв^ аспектах: как специфический творческий процесс и как»;пособ выполне­ния качества работы учреждений культуры.

Художественно-публицистическая деятельность в т°й или иной «дозировке» пронизывает всю деятельность учре­ждений культуры, обладает наиболее эффективным воздей­ствием за счет эмоциональной силы искусст3^

Эмоциональное воздействие на зритель-слушателей в художественно-публицистической программ16 достигается и выразительной подачей материала, образно*лъю речи, авто­номно и в синтезе различными средствами искУсства-

Поэтому художественно-публицистическая деятель­ность как самостоятельное направление деятельности учре­ждений культуры сохраняет общие черты, присущие всей культурно-досуговой деятельности: полифу^кЦиональность, активность, добровольность, нерегламентирюванность> ком­плексность, самодеятельность и т.д. Но нгФяду с общими чертами художественно-публицистическа!1 деятельность учреждений культуры имеет и специфическ!1е:

- возможность применения многообразных средств содержательного воздействия, способных одновремен­но увлечь большую массу людей;

- использование социально-психологических меха­низмов воздействия и восприятия;

- конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художествен­ные образы и позволяющей многократно усиливать эмоциональное воздействие.

Поэтому в основе художественно-публицистической деятельности лежит драматургия, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их количество значительно богаче, чем в театре или кино. Ос­новной вид культурно-досуговой драматургии - сценарий. Его основные характеристики: целостность будущей про­граммы, взаимная согласованность всех эпизодов, поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, приме­нения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных ви­дов и приемов монтажа усиливает восприятие содержатель­ного материала.

Разобравшись в отличительных чертах культурно-досуговой драматургии, следует выделить специфические черты драматургии художественно-публицистических про­грамм: использование художественного материала из всех видов искусства или поиски художественного образа в ори­гинале автора; документальная основа, предполагающая реализацию в программе документального материала; со­блюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценочный характер событий, фактов, выявляющих четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ, определяющий организацию материала и ауди­тории.

Необходимо помнить, что использование художествен­ного и документального материала вызывает необходи-

55

мость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который по­зволяет располагать этот материал в соответствии с основ­ными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завяз­ка, развитие действия, кульминация и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ - гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ.

Драматургия художественно-публицистических про­грамм как понятие еще оспаривается как частью теорети­ков, так и практиков. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что лучшие про­граммы прошли на основе хорошо драматически разрабо­танных сценариев. В сценарии программы - подробной ли­тературной разработке её содержания - излагаются мель­чайшие детали будущей программы, создается ее идеальная модель. В интересно построенном сценарии все разнохарак­терные эпизоды должны быть проникнуты единством, ком­позиционной целостностью, что позволяет всесторонне рас­крыть мысль, полно изложить содержание, довести его эмо­циональный заряд и, наконец, облегчить восприятие мате­риала через нарастание, контрастность и связанность.

Добиться этого возможно лишь при хорошем овладении методом монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произве­дение, соединив различные выступления (церемоний, дей­ствий, стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов) в единую логическую композицию, подчи­ненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий - понятие синтетическое, со­единяющее воедино работу драматурга, режиссера, органи­затора и актива. Поэтому важно помнить, что, как правило, в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице.

Режиссура в художественно-публицистической деятель­ности является основным инструментом воплощения сцена­рия. Художественное кредо режиссера определяется его эс­тетическим идеалом, творческими методами, материальны­ми и творческими возможностями учреждения культуры.

Деятельность режиссера художественно-

публицистических программ отличают прежде всего орга­низационные качества. Надо не только обеспечить себя ак­тивом при подготовке и проведении художественно-публицистической программы, но и создать условия для творчества художника, композитора и других.

Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализа­ции. Именно им пользуется режиссер в подготовке этого типа программ. Хотя не исключено здесь применение и ме­тодов иллюстрирования и игры.

При подготовке художественно-публицистической про­граммы создается инициативная группа, где обсуждаются общий замысел и примерная структура, уточняются тема и название, намечаются сроки и место проведения програм­мы. Определяется состав потенциальной аудитории, кон­кретизируются жанр и приемы подачи содержания.

В этот период в сознании режиссера выкристаллизовы­вается предварительный вариант творческого замысла ху­дожественно-публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект постановки, эквивалентный драматур­гическому материалу, и уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с коррекцией сценария. Этот процесс можно изобразить следующим образом: идея -практика - идея. Режиссерский замысел практически осу­ществляется на репетициях, а затем изменяется под влияни­ем художественных устремлений активистов и участников программы.

Все изменения режиссер художественно-публици­стической программы вносит в документацию, которая со-

стоит из режиссерского плана постановки, монтажного лис­та, музыкальной и световой партитуры, сценарного плана киноматериала и диапроекций, рабочей схемы программы, репетиционного плана, плана-дислокации, схемы связи, транспорта и техники, охраны порядка, обеспечения техни­ки безопасности и т.д.

Таким образом, художественно-публицистическая дея­тельность ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - восприятие — представление - воображение -переживание. Этот ряд схематичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь названы, и потому, что в живом процессе художественности они не со­существуют одна рядом с другой и не следуют одна за дру­гой, а проникают друг в друга, сливаясь в единый, целост­ный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: