Информационно-просветительная деятельность предполагает в первую очередь удовлетворять человека в получении информации.
Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры не может сводиться лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до определенной
аудитории. Преимущество и сила информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе творческого общения людей корректируется, усваивается, становится их собственной.
В информационно-просветительной деятельности учреждений культуры содержание тесно взаимодействует с педагогическим и художественным процессами. Их взаимодействие и определяет специфику информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. В информационно-просветительной деятельности учреждений культуры есть формы, непосредственно несущие научные знания - лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание сочетается со средствами художественной выразительности: устные журналы, чтения, тематические вечера, массовые представления и зрелища, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты. Существует много различных видов информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, т.е. на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции, т.е. рассчитана на отклик чувств.
В рамках своих специфических возможностей учреждения культуры принимают участие в информационно-просветительной деятельности, которая прежде всего отражает общественные отношения; связана с различными видами человеческой деятельности; воспринимается, а затем используется для воздействия на природу и на других людей; имеет сложную структуру.
Здесь следует учитывать, что автор имеет в виду ту информацию, которая присуща «только человеку, что она связана с логическим мышлением - высшим типом отражения действительности, что ее материальным носителем, сигналом, ее несущим, является слово, речь - высший из известных типов сигналов («сигнал сигналов», по выражению И.П.Павлова). Социальная информация выполняет коммуникативные (обеспечение общения людей), управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные и агитационно-просветительные функции».
Одним из условий эффективного усвоения информации в процессе общения является создание в каждом учреждении культуры организационно-педагогических условий ее усвоения.
Специалистам учреждений культуры следует помнить, что при устном выступлении в лекции, беседе, устном журнале, вечере вопросов и ответов в условиях досуга, когда человек устал после работы, поначалу внимание людей носит рассеянный характер, человеческая память в состоянии удержать лишь ограниченную лаконично излагаемую информацию. Широкое использование выступающими приемов ораторской техники, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому «живое слово» - наиболее оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение, с плохо выраженной формой подачи материала.
Изучение мотивов посещения информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволит полнее использовать их потенциальные возможности в развитии личности. Во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно выпускают своеобразный устный журнал под названием «Наш телетайп», назначение - one-
Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980. - С. 240.
ративно информировать железнодорожников об актуальных проблемах, делах железнодорожного транспорта, конкретно местной дороги. «Телетайп» выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообщают о различных фактах, событиях местной производственной и культурной жизни, комментируя их, тесно увязывая с проблематикой общественной жизни страны. «Телетайп» быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы.
Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем чаще они становятся руководством к действию. Поэтому информационно-просветительная деятельность должна строиться прежде всего с учетом законов человеческого восприятия, быть понятой аудитории.
Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации - телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры способны дополнить средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории, развивать активность людей.
В процессе соприкосновения с информационно-просветительной деятельностью учреждений культуры посетители принимают участие в организации и проведении различных форм: устных журналов, диспутов, лекций, бесед, консультаций, что позволяет учреждениям культуры сделать информационно-просветительную деятельность системной.
Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания - жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами
прихода в учреждения культуры. Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительной деятельности. Важнейшим условием эффективности информации является ее достоверность.
При подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения. Убедительность их возрастает в том случае, когда они раскрываются в диалектической связи и последовательности. Каждый факт, правильно обработанный и точно расположенный на определенном месте, может обладать определенной силой воздействия и оказывать активное влияние на поведение личности.
В принципе, специалисты учреждений культуры не ставят своей целью установление новых истин, а предпочитают пользоваться тем, что уже заранее определено. Соответственно и фактические данные имеют здесь иное функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью.
Рассказывая о реальных фактах и ситуациях, специалисты учреждений культуры получают возможность воздействовать на интеллектуальный мир человека и тем самым обеспечивать условия для аудитории в восприятии происходящего.
Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является документальная литература - очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.
Как отмечает П.В.Палиевский, «отличие нашего времени в истории документа... состоит, очевидно, в том, что документ получил самостоятельное эстетическое значение. В этом следует видеть нечто новое... Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, навер-
ное, будет ее главным источником питания. Но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе»1.
Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра. Именно этим объясняется возросшая популярность издаваемых миллионными тиражами мемуаров, дневников, исторических романов.
Особой привлекательностью «первофакта», документа объясняется такая получившая распространение форма информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документальности в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд.
Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, является важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждений культуры.
Ведущим методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.
Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти). Являясь одним из способов восприятия внешнего мира через органы наших чувств, иллюстративность придает конкретный характер получаемым знаниям и понятиям. Она повышает внимание и интерес к изучаемому предмету, содействует
1 Палиевский П.В. Литература и теория. - М.: Просвещение, 1979. - С. 173. 50
правильному пониманию людьми окружающей действительности, образованию представлений и понятий.
Иллюстративность сама по себе предполагает активность. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными.
Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете и восприятие, и внимание, и знания повышают активность мысли человека. «Восприятие и память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваем свое внимание на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта - своего или усвоенного чужого»1. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.
Неуместное, слабомотивированное или затянутое во времени использование яркого, сенсационного факта, наглядного документа очень часто приводит к возникновению в аудитории учреждения культуры непроизвольного внимания в виде любопытства, легкой переключаемости, способствующих установлению отвлекающих контактов.
По уровню, силе восприятия аудиторией учреждения культуры проведенной программы можно судить, насколько она удалась, на основе общественного мнения. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов инфор-
' Блонский П.П. Избр. психолого-педагогические произв. - М., 1979. - Т. 2. -С. 114.
мационно-просветительной деятельности, ибо это направление деятельности учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение.
Поэтому специалисту при проведении информационно-просветительных программ следует избегать однообразных приемов повторений известных истин, а искать интересные, увлекающие приемы подачи знаний. Хорошие результаты при этом дают обращение к дополнительным источникам, выдвижение и постановка вопросов, которые имеют практическое значение для слушателя.
Повторение и закрепление информации проще осуществлять в постоянно действующих формах культурно-досуговой деятельности со стабильной аудиторией, таких, как устные журналы, устные альманахи, школы бизнеса. Смешанная аудитория состоит из людей разного возраста, культурного уровня, и здесь требуется умение найти методические приемы, чтобы удовлетворить любознательность и вкусы слушателей с разным уровнем подготовки. Специалист, имеющий дело с множеством потребностей в нестабильной аудитории, должен обладать оперативностью в нахождении оптимальных путей решения задачи. Научившись определять мотивы посещения учреждения культуры той или иной группой людей, специалисты могут определить приблизительное соотношение любопытных и любознательных слушателей в составе аудитории. Это позволит наметить и правильно использовать различные приемы, вызывающие как пассивное, неизбирательное, неустойчивое, непроизвольное, так и избирательное, активное, устойчивое и произвольное внимание. Переходы от внешней занимательности к внутренней облегчают преодоление появляющихся в аудиторий ^кризисов внимания, что позволяет совмещать интересы различных групп.
Одним из важнейших организационно-методических условий эффективности информационно-просветительных программ является выбор времени их проведения. Здесь должен учитываться прежде всего режим работы предприятий, учреждений, находящихся в сфере действия клуба, дома, Дворца культуры, центра досуга, знание характера труда людей, позволяющее определить степень их утомления и выбрать оптимальный для каждого случая стиль общения. Обоснованно выбранное время для проведения программы - это не только одна из предпосылок успешной работы, но и прежде всего проявление уважения к человеку.
Повышению активности личности в информационно-просветительной программе способствует ее включение в живой процесс общения с аудиторией, возможность проявления отношения аудитории к происходящему.
Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах имеющейся и потенциальной аудитории. Есть немало интересных примеров того, как содержательная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствует единству содержания и формы.
Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить подлинную информационно-просветительную деятельность.
Профессиональным работникам учреждений культуры следует помнить, что сообщаемая во всех формах информация усваивается лишь в том случае, если она близка по содержанию воззрению аудитории, иначе она будет отвергнута как неприемлемая. Наиболее эффективно информация усваивается тогда, когда она «вписывается» в имеющуюся у каждого человека систему воззрений.
Основным видом драматургии лнформационно-просветительных программ является сценарий план.
Итак, информационно-просветительна' деятельность учреждений культуры одновременно решаегДве задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.
§ 2. Художественно-публицистическая деятельность учреждений культу|)ы
Художественно-публицистическая деят<5льность учреждений культуры надо рассматривать в дв^ аспектах: как специфический творческий процесс и как»;пособ выполнения качества работы учреждений культуры.
Художественно-публицистическая деятельность в т°й или иной «дозировке» пронизывает всю деятельность учреждений культуры, обладает наиболее эффективным воздействием за счет эмоциональной силы искусст3^
Эмоциональное воздействие на зритель-слушателей в художественно-публицистической программ16 достигается и выразительной подачей материала, образно*лъю речи, автономно и в синтезе различными средствами искУсства-
Поэтому художественно-публицистическая деятельность как самостоятельное направление деятельности учреждений культуры сохраняет общие черты, присущие всей культурно-досуговой деятельности: полифу^кЦиональность, активность, добровольность, нерегламентирюванность> комплексность, самодеятельность и т.д. Но нгФяду с общими чертами художественно-публицистическа!1 деятельность учреждений культуры имеет и специфическ!1е:
- возможность применения многообразных средств содержательного воздействия, способных одновременно увлечь большую массу людей;
- использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;
- конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы и позволяющей многократно усиливать эмоциональное воздействие.
Поэтому в основе художественно-публицистической деятельности лежит драматургия, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их количество значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид культурно-досуговой драматургии - сценарий. Его основные характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов, поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие содержательного материала.
Разобравшись в отличительных чертах культурно-досуговой драматургии, следует выделить специфические черты драматургии художественно-публицистических программ: использование художественного материала из всех видов искусства или поиски художественного образа в оригинале автора; документальная основа, предполагающая реализацию в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценочный характер событий, фактов, выявляющих четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ, определяющий организацию материала и аудитории.
Необходимо помнить, что использование художественного и документального материала вызывает необходи-
55
мость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ - гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ.
Драматургия художественно-публицистических программ как понятие еще оспаривается как частью теоретиков, так и практиков. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что лучшие программы прошли на основе хорошо драматически разработанных сценариев. В сценарии программы - подробной литературной разработке её содержания - излагаются мельчайшие детали будущей программы, создается ее идеальная модель. В интересно построенном сценарии все разнохарактерные эпизоды должны быть проникнуты единством, композиционной целостностью, что позволяет всесторонне раскрыть мысль, полно изложить содержание, довести его эмоциональный заряд и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание, контрастность и связанность.
Добиться этого возможно лишь при хорошем овладении методом монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные выступления (церемоний, действий, стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов) в единую логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий - понятие синтетическое, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, организатора и актива. Поэтому важно помнить, что, как правило, в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице.
Режиссура в художественно-публицистической деятельности является основным инструментом воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстетическим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры.
Деятельность режиссера художественно-
публицистических программ отличают прежде всего организационные качества. Надо не только обеспечить себя активом при подготовке и проведении художественно-публицистической программы, но и создать условия для творчества художника, композитора и других.
Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Именно им пользуется режиссер в подготовке этого типа программ. Хотя не исключено здесь применение и методов иллюстрирования и игры.
При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, где обсуждаются общий замысел и примерная структура, уточняются тема и название, намечаются сроки и место проведения программы. Определяется состав потенциальной аудитории, конкретизируются жанр и приемы подачи содержания.
В этот период в сознании режиссера выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно-публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу, и уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с коррекцией сценария. Этот процесс можно изобразить следующим образом: идея -практика - идея. Режиссерский замысел практически осуществляется на репетициях, а затем изменяется под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы.
Все изменения режиссер художественно-публицистической программы вносит в документацию, которая со-
стоит из режиссерского плана постановки, монтажного листа, музыкальной и световой партитуры, сценарного плана киноматериала и диапроекций, рабочей схемы программы, репетиционного плана, плана-дислокации, схемы связи, транспорта и техники, охраны порядка, обеспечения техники безопасности и т.д.
Таким образом, художественно-публицистическая деятельность ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - восприятие — представление - воображение -переживание. Этот ряд схематичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь названы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосуществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, а проникают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс.