Методика индивидуальной работы в учреждениях культуры

Актуальность проблем индивидуального подхода в культурно-досуговой деятельности в наши дни связана с объективными тенденциями исторического развития Рос­сийской Федерации, затрагивающими коренные основы бы­тия каждого человека. Переход к рыночным отношениям вовлекает индивида в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, ломая сложившиеся стереотипы жизне­деятельности.

В новых условиях со всей остротой встают вопросы о соотношении общественного и индивидуального в сознании личности, о роли индивидуального начала в функциониро­вании и развитии общества, его различных институтов вос­питания. Здесь следует напомнить, что сущность индивиду-

альности связана с целостным представлением о личности, взятом в единстве всех его свойств и признаков.

Это очень важное положение для методики индивиду­альной работы в учреждениях культуры, которая, как пра­вило, не учитывает внутренней замкнутости личности.

Методика индивидуальной работы в учреждениях куль­туры предполагает сознательное и целенаправленное воз­действие на каждого индивида с целью раскрытия его внут­реннего мира, выявления его духовных потребностей и ин­тересов. При этом необходим обязательный учет социаль­ных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических дан­ных, образовательных и профессиональных качеств лично­сти. Каждый человек — это целый мир, многообразный по духовным запросам, уникальный, неповторимый по своим индивидуальным особенностям.

Методика индивидуального воздействия на сознание че­ловека приносит наибольшую результативность тогда, ко­гда она опирается на дифференцированный подход к раз­личным типам личности. Начальный этап этой работы со­стоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.

Методика индивидуальной работы учреждений культу­ры очень многообразна по содержанию и формам. Она на­правлена на работу как с сознательными, так и с «трудны­ми» подростками, неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке.

Честность, справедливость, чуткость к людям, способ­ность понять чужую беду и воспринять ее как свою собст­венную являются основой индивидуальной работы. Только душевный, доверительный разговор, подкрепленный стрем­лением оказать практическую помощь, позволяет вызвать доверие и откровенность, выяснить причинные связи его поступков и заблуждений, а следовательно, создать возможности и условия для дальнейшей работы по устранению недостатков.

Методика индивидуальной работы учреждений культу­ры во многом определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные ув­лечения, жилищные условия, отношение к трудовым обя­занностям, выполнение родительского долга, взаимоотно­шения в семье, товарищеские связи, участие в обществен­ной жизни трудового коллектива тех, на кого будет направ­лено воспитательное воздействие. Поэтому специалисты учреждений культуры изучают все стороны жизни людей, с которыми им предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумывают свои действия.

Необходимым условием методики индивидуальной ра­боты является также создание в учреждении культуры воз­можностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в обще­нии, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда может найти в учреждении культуры то, что ему тре­буется: почитать свежие газеты и журналы, послушать лю­бимые музыкальные произведения, посмотреть передачи по цветному телевизору, получить ответы или консультации по интересующим вопросам, ознакомиться с имеющимся оформлением: стендами, выставками, витринами, тематиче­скими альбомами, экспозицией музея трудовой и боевой славы, принять участие в массовом или групповом меро­приятии или просто пообщаться со знакомыми и познако­миться с незнакомыми людьми.

Особенно важен индивидуальный подход в работе с не­благополучными семьями. Она должна проводиться с уче­том многих факторов: психологии каждого конкретного че­ловека, его культурного уровня, возраста, профессиональ­ной принадлежности, семейного положения. Нужно уметь тактично завязать разговор, построить беседу так, чтобы она была задушевной, чтобы человек почувствовал себя

свободно. В непринужденной обстановке у него естествен­но возникнет желание высказаться самому, рассказать о том, что его волнует.

Чтобы разобраться в причинах трудной жизни человека, надо как можно ближе познакомиться с его семьей, бытом, условиями его трудовой деятельности и тем, как он прово­дит свой досуг. После того, как установлены первые кон­такты, начинается трудная, кропотливая и длительная рабо­та. Наиболее распространенной формой индивидуальной работы в учреждениях культуры являются беседы с небла­гополучными семьями, «трудной» молодежью, подростка­ми, с отдельными лицами. Индивидуальные беседы имеют свои особенности и трудности, без учета которых невозмо­жен успех воздействия на определенного человека. О чело­веке, с которым проводятся беседы, желательно знать как можно больше. Полученные сведения являются исходными данными при определении темы первой беседы и места встречи, создания непринужденной обстановки. Беседую­щий всегда должен быть готов к тому, что разговор может пойти непредвиденным путем, могут возникнуть вопросы, не связанные с намеченной темой. В любом случае бесе­дующий должен проявить находчивость, не уклоняться от острых вопросов и не бояться того, что первые беседы не дали ожидаемых результатов. Успех приходит только после длительной и систематической работы.

Методику проведения индивидуальных бесед трудно выразить в какой-то схеме. Каждая индивидуальная беседа неповторима и определяется объемом сведений о собесед­нике, его настроении, степенью откровенности и многими другими причинами. Индивидуальная беседа - дело труд­ное, творческое. Это искусство, которому учат знания, опыт, любовь к людям и вера в них. Она требует знания психологии, педагогики, умения общаться с людьми, целе­устремленности и веры в достижение поставленной цели.

Одной из форм проведения индивидуальной работы, вы­зывающей у людей большой интерес, является создание справочного стола, за работу которого отвечает один из работников учреждения культуры. В его обязанно­сти входит составление графика работы, подбор дежурных консультантов, оформление журнала учета поступающих вопросов и организация ответов на них. По мере поступле­ния индивидуальных вопросов, которые не могут быть рас­крыты силами своего актива, приглашаются консультанты-специалисты для ответов на них. Ведется контроль за свое­временной организацией и качеством ответов. Готовится информация для населения о платных услугах, оказываемых столом справок.

Если посетитель обращается с вопросом или за консуль­тацией в дни, когда стол справок не работает, дежурные за­писывают вопрос, фамилию посетителя, его адрес, дату в специальный журнал вопросов и ответов и сообщают ему, когда прийти за ответом. Ответ может быть дан в письмен­ной или устной форме в зависимости от его сложности и объемности в срок, не превышающий 2-4 недель. Содержа­ние письменного ответа заносится в специальный журнал вопросов и ответов по соответствующей форме.

Для того, чтобы ответы на поступающие вопросы дава­лись оперативно, чтобы меньше прибегать к приглашению специалистов-консультантов из района, области и обхо­диться силами своего актива, при столе справок создается фонд директивно-инструктивной и справочной литературы. В нем могут быть материалы о льготах для различных кате­горий граждан Российской Федерации: документы о поряд­ке оформления и начисления пенсий; сборники законов и постановлений по вопросам приватизации, семьи, наследо­вания имущества и др.; энциклопедические, толковые и другие словари и справочники; комплекты журнала «Чело­век и закон».

Лучших результатов в индивидуальной работе достига­ют, как правило, те специалисты, кто сумел пробудить ин­терес у человека к полезным делам, к каким-то видам заня­тий. Даже небольшое выполненное поручение, получившее одобрение окружающих, может стать поворотным событи­ем в исправлении человека, особенно «трудного» подрост­ка.

Сегодня многие люди еще нуждаются в помощи по оформлению документов для получения пособий и устано­вочных льгот, по оформлению заявлений, связанных с раз­решением семейно-бытовых конфликтов, по оказанию со­действия в решении возникающих личных проблем, труд­ностей различного характера.

Проводя обследования условий жизни инвалидов и уча­стников Великой Отечественной войны, инвалидов и вете­ранов труда, престарелых и одиноких людей, работники уч­реждений культуры выясняют их жилищные условия, по­требность в оказании материальной помощи, в доставке то­плива, проведении ремонта, в выделении кормов для скота, оказании помощи в ведении домашнего хозяйства.

Поэтому все большую популярность приобретает и та­кая форма индивидуальной работы, как консульта­ции. Консультация отличается от обычных ответов на во­просы тем, что она содержит советы, предложения, реко­мендации, разъяснения. Необходимость в консультациях возникает у различных слоев населения. Все консультации модно подразделить по содержанию на следующие виды: общественно-политические, производственные, научно-технические, юридические, культурно-бытовые и др.

У большинства людей имеются увлечения, любимые за­нятия, интересы. В процессе их удовлетворения возникают различные вопросы, сомнения, затруднения, которые могут разрешить лишь высококвалифицированные специалисты. Надо использовать все возможности, чтобы удовлетворить потребности населения в консультациях. Поступившие

просьбы, заявки о проведении консультаций можно объеди­нять по содержанию, чтобы приглашать консультанта соот­ветствующей специальности.

В качестве консультантов приглашаются врачи, работ­ники санэпидстанций, юристы, работники государственных органов (военкоматов, отделов социального обеспечения, милиции, прокураторы), специалисты в области науки, тех­ники, промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, учителя и другие специалисты.

Важную роль в воздействии на сознание людей, в разви­тии их общественной и трудовой активности, организатор­ских способностей, формировании определенных интересов играют индивидуальные заказы на выполнение тех или иных видов работы. Так, подростков, бесцельно проводя­щих досуг, можно уговорить за умеренную плату принять участие в текущем ремонте, изготовлении оформления, де­кораций, реквизита, в благоустройстве территории, подго­товке помещений к мероприятиям, в организации детских кинотеатров, в работе по поддержанию порядка и т.д.

Здесь необходимо помнить, что для «трудных» подрост­ков, молодежи нужно подбирать такую работу, которая со­ответствовала бы их интересам, желаниям. Постепенно круг необходимо расширять, чтобы не утратился интерес и к об­щественно-полезной работе.

Значительное место в методике культурно-досуговой деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех коллективах художественной самодея­тельности в целях совершенствования творческих способ­ностей исполнителей. Индивидуальные занятия должны проводиться с активистами, выступающими в качестве мас­совиков-затейников, ведущих концертов, тематических ве­черов, устных журналов и других массовых форм.

К индивидуальной работе относится и помощь местным народным умельцам в совершенствовании знаний и в про­паганде их творчества (резьба, плетение, чеканка, вышива-

ние, вязание и т.п.); организуются встречи с известными мастерами, подбирается специальная литература, оформля­ются выставки изданий народных умельцев, проводятся консультации.

Если в населенном пункте, колхозе, совхозе, на пред­приятии имеются изобретатели и рационализаторы, то важ­но организовать помощь в совершенствовании созданных ими приспособлений, устройств, изобретений и их внедре­нии в производство. При необходимости следует пригла­шать специалистов, инженеров, конструкторов, которые оказали бы помощь в разработке чертежей и изготовлении деталей, узлов созданных приспособлений, помогли бы в оформлении заявок на рационализаторские предложения или изобретения, если в данном хозяйстве нет собственного БРИЗа (бюро по рационализации и изобретательству).

Следовательно, дальнейшее совершенствование методи­ки индивидуальной работы специалистами учреждений культуры должно осуществляться по линии максимального приближения ее к реальной обстановке, к конкретным усло­виям жизни и деятельности разных категорий трудящихся. Поиски повышения ее эффективности только тогда могут принести положительный результат, когда они учитывают реальный человеческий материал. Надо глубоко и всесто­ронне изучить его, опираясь на данные науки, и затем найти наиболее рациональные пути и средства построения техно­логического процесса на основе органического сочетания различных форм, средств и методов.

Следует предостеречь против узкого представления о характере и назначении индивидуальной работы как допол­нительной, элементарной форме работы, нужной только по­тому, что массовыми формами пока еще не удается охва­тить всех. Вот почему на практике индивидуальная работа проводится, как правило, только в связи с отрицательными явлениями. Очень редко индивидуальная работа использу­ется специалистами в целях профилактики, для поощрения,

оказания помощи, моральной поддержки. Подобная практи­ка обедняет методику индивидуальной работы, а ее недо­оценка во многом затрудняет борьбу с негативными явле­ниями, в частности с нарушениями трудовой дисциплины и правил поведения в обществе. Главная причина недостаточ­ного использования индивидуальной методики работы со­стоит в том, что в отличие от массовой и групповой ей не­достает необходимой организованности, целеустремленно­сти и четкости.

Итак, методика индивидуальной работы состоит из сле­дующих элементов: всестороннее изучение личности, в воспитании которой особенно необходим индивидуальный подход; определение основных форм работы, где можно на деле осуществлять индивидуальное воспитание; отбор по­ручений с целью определения различного рода отношений и связей между субъектом и объектом; обстоятельный анализ работы с объектом.

Когда мы уже располагаем анализом особенностей объ­екта воспитания, главным в системе проведения индивиду­альной работы становится умение распределить многооб­разные формы и методы индивидуального воздействия с учетом различных воспитательных факторов. Только в этом случае они способствуют решению основной задачи - фор­мированию у человека общественно-значимых потребно­стей.

Здесь следует отметить, что на индивидуальную работу учреждений культуры отрицательное влияние оказывает из­лишняя заорганизованность всех мероприятий. Анализ по­казывает, что работники считают каждого пришедшего в учреждение культуры только участником массового меро­приятия. И не случайно всякий, кто хотел бы один или в не­большом кругу друзей послушать музыку, просто посидеть и отдохнуть, рассматривается ими как нежелательный эле­мент. В этом, как нам кажется, отчетливо проявляется один из серьезных недостатков стиля и методов работы учрежде-

ний культуры, ибо заинтересовать, создать все необходи­мые условия для посещения клуба, выработать привычку, потребность проводить здесь свободное время - это и есть приобщение человека к культуре.

На масштабах индивидуальной работы отрицательно сказывается и снижение числа активистов учреждений культуры. Расширение актива учреждений культуры за счет пенсионеров, наставников молодежи, активистов-общественников позволит значительно расширить органи­зацию индивидуальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: