Актуальность проблем индивидуального подхода в культурно-досуговой деятельности в наши дни связана с объективными тенденциями исторического развития Российской Федерации, затрагивающими коренные основы бытия каждого человека. Переход к рыночным отношениям вовлекает индивида в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, ломая сложившиеся стереотипы жизнедеятельности.
В новых условиях со всей остротой встают вопросы о соотношении общественного и индивидуального в сознании личности, о роли индивидуального начала в функционировании и развитии общества, его различных институтов воспитания. Здесь следует напомнить, что сущность индивиду-
альности связана с целостным представлением о личности, взятом в единстве всех его свойств и признаков.
Это очень важное положение для методики индивидуальной работы в учреждениях культуры, которая, как правило, не учитывает внутренней замкнутости личности.
Методика индивидуальной работы в учреждениях культуры предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. При этом необходим обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности. Каждый человек — это целый мир, многообразный по духовным запросам, уникальный, неповторимый по своим индивидуальным особенностям.
Методика индивидуального воздействия на сознание человека приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.
Методика индивидуальной работы учреждений культуры очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу как с сознательными, так и с «трудными» подростками, неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке.
Честность, справедливость, чуткость к людям, способность понять чужую беду и воспринять ее как свою собственную являются основой индивидуальной работы. Только душевный, доверительный разговор, подкрепленный стремлением оказать практическую помощь, позволяет вызвать доверие и откровенность, выяснить причинные связи его поступков и заблуждений, а следовательно, создать возможности и условия для дальнейшей работы по устранению недостатков.
Методика индивидуальной работы учреждений культуры во многом определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные увлечения, жилищные условия, отношение к трудовым обязанностям, выполнение родительского долга, взаимоотношения в семье, товарищеские связи, участие в общественной жизни трудового коллектива тех, на кого будет направлено воспитательное воздействие. Поэтому специалисты учреждений культуры изучают все стороны жизни людей, с которыми им предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумывают свои действия.
Необходимым условием методики индивидуальной работы является также создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда может найти в учреждении культуры то, что ему требуется: почитать свежие газеты и журналы, послушать любимые музыкальные произведения, посмотреть передачи по цветному телевизору, получить ответы или консультации по интересующим вопросам, ознакомиться с имеющимся оформлением: стендами, выставками, витринами, тематическими альбомами, экспозицией музея трудовой и боевой славы, принять участие в массовом или групповом мероприятии или просто пообщаться со знакомыми и познакомиться с незнакомыми людьми.
Особенно важен индивидуальный подход в работе с неблагополучными семьями. Она должна проводиться с учетом многих факторов: психологии каждого конкретного человека, его культурного уровня, возраста, профессиональной принадлежности, семейного положения. Нужно уметь тактично завязать разговор, построить беседу так, чтобы она была задушевной, чтобы человек почувствовал себя
свободно. В непринужденной обстановке у него естественно возникнет желание высказаться самому, рассказать о том, что его волнует.
Чтобы разобраться в причинах трудной жизни человека, надо как можно ближе познакомиться с его семьей, бытом, условиями его трудовой деятельности и тем, как он проводит свой досуг. После того, как установлены первые контакты, начинается трудная, кропотливая и длительная работа. Наиболее распространенной формой индивидуальной работы в учреждениях культуры являются беседы с неблагополучными семьями, «трудной» молодежью, подростками, с отдельными лицами. Индивидуальные беседы имеют свои особенности и трудности, без учета которых невозможен успех воздействия на определенного человека. О человеке, с которым проводятся беседы, желательно знать как можно больше. Полученные сведения являются исходными данными при определении темы первой беседы и места встречи, создания непринужденной обстановки. Беседующий всегда должен быть готов к тому, что разговор может пойти непредвиденным путем, могут возникнуть вопросы, не связанные с намеченной темой. В любом случае беседующий должен проявить находчивость, не уклоняться от острых вопросов и не бояться того, что первые беседы не дали ожидаемых результатов. Успех приходит только после длительной и систематической работы.
Методику проведения индивидуальных бесед трудно выразить в какой-то схеме. Каждая индивидуальная беседа неповторима и определяется объемом сведений о собеседнике, его настроении, степенью откровенности и многими другими причинами. Индивидуальная беседа - дело трудное, творческое. Это искусство, которому учат знания, опыт, любовь к людям и вера в них. Она требует знания психологии, педагогики, умения общаться с людьми, целеустремленности и веры в достижение поставленной цели.
Одной из форм проведения индивидуальной работы, вызывающей у людей большой интерес, является создание справочного стола, за работу которого отвечает один из работников учреждения культуры. В его обязанности входит составление графика работы, подбор дежурных консультантов, оформление журнала учета поступающих вопросов и организация ответов на них. По мере поступления индивидуальных вопросов, которые не могут быть раскрыты силами своего актива, приглашаются консультанты-специалисты для ответов на них. Ведется контроль за своевременной организацией и качеством ответов. Готовится информация для населения о платных услугах, оказываемых столом справок.
Если посетитель обращается с вопросом или за консультацией в дни, когда стол справок не работает, дежурные записывают вопрос, фамилию посетителя, его адрес, дату в специальный журнал вопросов и ответов и сообщают ему, когда прийти за ответом. Ответ может быть дан в письменной или устной форме в зависимости от его сложности и объемности в срок, не превышающий 2-4 недель. Содержание письменного ответа заносится в специальный журнал вопросов и ответов по соответствующей форме.
Для того, чтобы ответы на поступающие вопросы давались оперативно, чтобы меньше прибегать к приглашению специалистов-консультантов из района, области и обходиться силами своего актива, при столе справок создается фонд директивно-инструктивной и справочной литературы. В нем могут быть материалы о льготах для различных категорий граждан Российской Федерации: документы о порядке оформления и начисления пенсий; сборники законов и постановлений по вопросам приватизации, семьи, наследования имущества и др.; энциклопедические, толковые и другие словари и справочники; комплекты журнала «Человек и закон».
Лучших результатов в индивидуальной работе достигают, как правило, те специалисты, кто сумел пробудить интерес у человека к полезным делам, к каким-то видам занятий. Даже небольшое выполненное поручение, получившее одобрение окружающих, может стать поворотным событием в исправлении человека, особенно «трудного» подростка.
Сегодня многие люди еще нуждаются в помощи по оформлению документов для получения пособий и установочных льгот, по оформлению заявлений, связанных с разрешением семейно-бытовых конфликтов, по оказанию содействия в решении возникающих личных проблем, трудностей различного характера.
Проводя обследования условий жизни инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов труда, престарелых и одиноких людей, работники учреждений культуры выясняют их жилищные условия, потребность в оказании материальной помощи, в доставке топлива, проведении ремонта, в выделении кормов для скота, оказании помощи в ведении домашнего хозяйства.
Поэтому все большую популярность приобретает и такая форма индивидуальной работы, как консультации. Консультация отличается от обычных ответов на вопросы тем, что она содержит советы, предложения, рекомендации, разъяснения. Необходимость в консультациях возникает у различных слоев населения. Все консультации модно подразделить по содержанию на следующие виды: общественно-политические, производственные, научно-технические, юридические, культурно-бытовые и др.
У большинства людей имеются увлечения, любимые занятия, интересы. В процессе их удовлетворения возникают различные вопросы, сомнения, затруднения, которые могут разрешить лишь высококвалифицированные специалисты. Надо использовать все возможности, чтобы удовлетворить потребности населения в консультациях. Поступившие
просьбы, заявки о проведении консультаций можно объединять по содержанию, чтобы приглашать консультанта соответствующей специальности.
В качестве консультантов приглашаются врачи, работники санэпидстанций, юристы, работники государственных органов (военкоматов, отделов социального обеспечения, милиции, прокураторы), специалисты в области науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства, учителя и другие специалисты.
Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их общественной и трудовой активности, организаторских способностей, формировании определенных интересов играют индивидуальные заказы на выполнение тех или иных видов работы. Так, подростков, бесцельно проводящих досуг, можно уговорить за умеренную плату принять участие в текущем ремонте, изготовлении оформления, декораций, реквизита, в благоустройстве территории, подготовке помещений к мероприятиям, в организации детских кинотеатров, в работе по поддержанию порядка и т.д.
Здесь необходимо помнить, что для «трудных» подростков, молодежи нужно подбирать такую работу, которая соответствовала бы их интересам, желаниям. Постепенно круг необходимо расширять, чтобы не утратился интерес и к общественно-полезной работе.
Значительное место в методике культурно-досуговой деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех коллективах художественной самодеятельности в целях совершенствования творческих способностей исполнителей. Индивидуальные занятия должны проводиться с активистами, выступающими в качестве массовиков-затейников, ведущих концертов, тематических вечеров, устных журналов и других массовых форм.
К индивидуальной работе относится и помощь местным народным умельцам в совершенствовании знаний и в пропаганде их творчества (резьба, плетение, чеканка, вышива-
ние, вязание и т.п.); организуются встречи с известными мастерами, подбирается специальная литература, оформляются выставки изданий народных умельцев, проводятся консультации.
Если в населенном пункте, колхозе, совхозе, на предприятии имеются изобретатели и рационализаторы, то важно организовать помощь в совершенствовании созданных ими приспособлений, устройств, изобретений и их внедрении в производство. При необходимости следует приглашать специалистов, инженеров, конструкторов, которые оказали бы помощь в разработке чертежей и изготовлении деталей, узлов созданных приспособлений, помогли бы в оформлении заявок на рационализаторские предложения или изобретения, если в данном хозяйстве нет собственного БРИЗа (бюро по рационализации и изобретательству).
Следовательно, дальнейшее совершенствование методики индивидуальной работы специалистами учреждений культуры должно осуществляться по линии максимального приближения ее к реальной обстановке, к конкретным условиям жизни и деятельности разных категорий трудящихся. Поиски повышения ее эффективности только тогда могут принести положительный результат, когда они учитывают реальный человеческий материал. Надо глубоко и всесторонне изучить его, опираясь на данные науки, и затем найти наиболее рациональные пути и средства построения технологического процесса на основе органического сочетания различных форм, средств и методов.
Следует предостеречь против узкого представления о характере и назначении индивидуальной работы как дополнительной, элементарной форме работы, нужной только потому, что массовыми формами пока еще не удается охватить всех. Вот почему на практике индивидуальная работа проводится, как правило, только в связи с отрицательными явлениями. Очень редко индивидуальная работа используется специалистами в целях профилактики, для поощрения,
оказания помощи, моральной поддержки. Подобная практика обедняет методику индивидуальной работы, а ее недооценка во многом затрудняет борьбу с негативными явлениями, в частности с нарушениями трудовой дисциплины и правил поведения в обществе. Главная причина недостаточного использования индивидуальной методики работы состоит в том, что в отличие от массовой и групповой ей недостает необходимой организованности, целеустремленности и четкости.
Итак, методика индивидуальной работы состоит из следующих элементов: всестороннее изучение личности, в воспитании которой особенно необходим индивидуальный подход; определение основных форм работы, где можно на деле осуществлять индивидуальное воспитание; отбор поручений с целью определения различного рода отношений и связей между субъектом и объектом; обстоятельный анализ работы с объектом.
Когда мы уже располагаем анализом особенностей объекта воспитания, главным в системе проведения индивидуальной работы становится умение распределить многообразные формы и методы индивидуального воздействия с учетом различных воспитательных факторов. Только в этом случае они способствуют решению основной задачи - формированию у человека общественно-значимых потребностей.
Здесь следует отметить, что на индивидуальную работу учреждений культуры отрицательное влияние оказывает излишняя заорганизованность всех мероприятий. Анализ показывает, что работники считают каждого пришедшего в учреждение культуры только участником массового мероприятия. И не случайно всякий, кто хотел бы один или в небольшом кругу друзей послушать музыку, просто посидеть и отдохнуть, рассматривается ими как нежелательный элемент. В этом, как нам кажется, отчетливо проявляется один из серьезных недостатков стиля и методов работы учрежде-
ний культуры, ибо заинтересовать, создать все необходимые условия для посещения клуба, выработать привычку, потребность проводить здесь свободное время - это и есть приобщение человека к культуре.
На масштабах индивидуальной работы отрицательно сказывается и снижение числа активистов учреждений культуры. Расширение актива учреждений культуры за счет пенсионеров, наставников молодежи, активистов-общественников позволит значительно расширить организацию индивидуальной работы.