Особенности деятельности учреждений культуры в трудовом коллективе

В каждом развитом обществе жизнь труженика самым тесным образом связана с его трудовым коллективом. Эта связь настолько прочна и естественна, что он не представ­ляет себя вне коллектива. Именно в совместном товарище­ском труде человек чувствует себя свободным и равноправ­ным творцом, полновластным хозяином своей судьбы. Только в трудовом коллективе он окончательно утвержда­ется как личность, приобретет умение подчинять свои лич­ные интересы общественным, вносить свой посильный вклад в борьбу за осуществление задач, стоящих перед тру­довым коллективом в связи с переходом на рыночные от­ношения.

Трудовой коллектив - это та ячейка социальной жизни, в которой, как и во всем обществе, неуклонно развивается процессе сближения конкретных людей, вырабатывается чувство коллективизма, взаимопомощи.

Формирование этих качеств, взаимное влияние и духов­ное обогащение личности и коллектива, воспитание лично-

сти в трудовом коллективе не могут совершаться автомати­чески, стихийно.

Процесс этот управляемый, и охватывает он все средст­ва: административные, экономические и культурно-досу-говые, которыми располагают трудовые коллективы и госу­дарство в целом.

В сложившейся системе производственных отношений в производственных коллективах клуб занимает важное ме­сто, используя многообразные формы массовой, групповой и индивидуальной работы. Достаточно сказать, что только за последние пять лет, кроме рабочего времени, 260 воскре­сений и столько же суббот, это 1827 свободных вечеров плюс еще вынужденные нерабочие дни. Как их проведут трудящиеся, во многом будет зависеть от специалистов уч­реждений культуры.

Опыт работы учреждений культуры в трудовых коллек­тивах показывает, что при хорошей организации они могут успешно содействовать духовному обогащению людей, раз­витию их трудовой и общественной активности. Все на­правления деятельности учреждений культуры в помощь трудовым коллективам: трудовое воспитание; нравственное воспитание; борьба за укрепление трудовой дисциплины; экономическое обучение; пропаганда передовых методов труда и управления; организация отдыха трудящихся и чле­нов их семей - подчинены главной цели - мобилизовать трудовой коллектив на повышение эффективности и каче­ства работы, способности реализации производимой про­дукции.

Трудовой коллектив располагает комплексом различных форм и методов работы в рыночных отношениях.

Отдавая должное роли и значению рыночных отноше­ний, нельзя впадать в крайность и считать, что рынок - ан­типод плана. Противопоставление рынка плану просто не­уместно и не согласуется с реалиями экономики. Сколь бы ни расширялись масштабы применения товарно-денежных

отношений, это не исключает необходимость планомерного воздействия на развитие экономики и человека. Именно по­этому во всем мире заметна тенденция к усилению плано­мерности. Наибольший эффект достигается при умелом со­четании планового регулирования и рыночного механизма, когда плановое воздействие осуществляется с учетом тре­бований закона стоимости, а рыночные отношения направ­ляются и контролируются плановыми решениями на микро-и макроуровне.

Рыночные отношения в равной мере базируются как на действии закона стоимости, спроса и предложения, так и на регулирующем воздействии плановых регуляторов, опреде­ляющих общие правила экономического поведения.

Экономическая система, претендующая на длительное существование, обязана сочетать решение своих функцио­нальных задач с гуманистическими целями развития лично­сти. Поэтому переход к рыночной экономике не может ог­раничиваться разработкой непосредственного механизма функционирования рынка. Субъекты рыночных отношений в своем стремлении к максимальным доходам способны пойти на искусственное завышение цен, фальсификацию качества товаров, сокрытие прибылей от налогообложения.

Прочно въевшиеся в общественное сознание пережитки общинного мышления и социализма весьма затрудняют развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности. При этом необходим перелом в обществен­ном сознании, нужно убедить основную массу населения в безусловной нравственности рыночных отношений. В этом велика роль учреждений культуры.

Значимость работы в этом направлении усиливается в связи с расширением контактов нашей экономики с внеш­ним рынком. Для этого учреждению культуры в работе с трудовыми коллективами необходимо:

- обеспечить высокий научный уровень деятельности;

- усилить деловитость и конкретность деятельности, свя­зать с жизнью, с решением хозяйственных и политиче­ских задач.

Немалое место в культурно-досуговых программах за­нимает разъяснение на высоком теоретическом уровне, что делается и что следует сделать для решения очередных со­циально-экономических и культурных задач. В этих целях при подготовке клубных вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов и других массовых программ стали ак­тивней вести борьбу по преодолению «узких мест», за вос­питание чувства ответственности не только за свою работу, но и за результаты труда бригады, цеха, завода, фирмы, ак­ционерного общества. Иными словами - воспитание чувст­ва хозяина производства.

Основная проблема в проведении культурно-досуговых программ для трудового коллектива - избежать дублирова­ния, которое осуществляется различными новоиспеченными организациями, особенно теми, которые информируют о со­стоянии экономики в целом и их предприятия в частности. Это особенно важно, ибо в культурно-досуговой программе должно всегда сообщаться новое, что было неизвестно по­сетителям до того, или прокомментировать ранее услышан­ное. Без соблюдения этого требования теряется интерес к посещению учреждения культуры.

Конечно, наиболее эффективным способом является «паблик рилейшнз», которое переводится как «обществен­ные отношения», косвенная реклама - форма пропаганды, призванная создать общественное мнение о товаре, изгото­вителе, продавце, установление связи с общественностью. Пока ничего подобного нет, когда знакомишься с наглядной агитацией. Не секрет, что данные с монументальных, сде­ланных на многие годы стендов не работают, потому что на них представлены сведения, которые даны на досках пока­зателей, давно устаревшие, еще дореформенные. Стенды в таких случаях не только ничего нового не сообщают посе-

тителям - работникам предприятия, т.к. в них отсутствует новизна восприятия, но и просто их дезинформируют.

Просветительная функция по отношению к трудовому коллективу и сейчас остается важнейшей и главной задачей каждого учреждения культуры. Значение ее не только не снижается в современных условиях, а, наоборот, возрастает. Это обусловлено, на наш взгляд, по меньшей мере, тремя обстоятельствами:

- во-первых, повышается роль субъективного фактора, сознания в период реформирования нашего общества;

- во-вторых, бурно развивающиеся рыночные отноше­ния с невиданной быстротой увеличивают значение зна­ний;

— в-третьих, повышается роль эмоционального воздей­ствия на сознание и трудовую деятельность человека, необходимость снятия отрицательных эмоциональных нагрузок на психику человека.

Сейчас практически на всех программах в учреждениях культуры идет разговор о правах собственности, о создании условий, когда собственник реально может осуществить все или часть своих правомочий в отношении своего имущест­ва.

Что толку числиться собственником, если практически не иметь возможности пользоваться, владеть и распоря­жаться собственным имуществом?

Объектом права собственности являются индивидуаль­но-определенные вещи. Поэтому защита права собственно­сти сводится в конечном счете к защите права собственника осуществлять правомочия владения, пользования и распо­ряжения в отношении конкретной вещи, состоящей в его собственности. И здесь специалистам учреждений культуры надо знать, что защиту права собственности следует отли­чать от защиты имущественных интересов собственника, которая может производиться различными способами, на-

пример, путем признания сделок недействительными, воз­мещением убытков и т.п.

Защита права собственности непосредственно осущест­вляется способами, которые направлены на защиту право­мочий в отношении конкретной индивидуально-определенной вещи. К способам защиты права собственно­сти относятся истребование имущества из чужого незакон­ного владения, которое принято именовать виндикацией, и защита прав собственника от нарушений, не связанных с выбытием имущества из владения (некоторые иски направлены на защиту правомочий в отношении определенной вещи, на защиту абсолютного права).

Помимо этих двух, имеется и третья группа гарантий права собственности, связанная с защитой интересов собст­венника при вынесении государственным органом решения, которое непосредственно не связано с изъятием имущества у собственника, но по своим последствиям фактически вле­чет прекращение права собственности.

Наконец, последняя, четвертая, группа вопросов связана с защитой собственников от принятия органом государст­венного управления или местного органа государственной власти незаконного решения, нарушающего права собст­венника по владению, пользованию и распоряжению при­надлежащим ему имуществом.

Это тоже доказывает возможность получения в учреж­дениях культуры помощи посетителям в ответе на эти во­просы. На наш взгляд, только таким путем учреждения культуры могут оказать действенную помощь в деятельно­сти новых форм собственности и формировании отношения к труду как первой жизненной необходимости.

Теперь мы расскажем о вечере «Рабочей минуте — стро­гий счет», который прошел во Дворце культуры Московско­го метростроя.

Заслуга специалистов этого учреждения культуры со­стоит в том, что вечер был построен на фактах жизни тру-

довых коллективов Московского метростроя (вечер прово­дился в большом зале Дворца, на котором присутствовали представители всех СМУ, завода МКБ-1, тоннельного отря­да №6 и т.д.), и, с другой стороны, материал вечера вы­страивался на научной основе и популяризировал основные положения экономической теории. Казалось бы, что подоб­ное сочетание будет упрощать и вульгаризировать науку. Однако специалистам Дворца культуры удалось этого из­бежать. В основу сценария этого вечера был положен прин­цип театрализации. Ведущая вечера - символический пер­сонаж - Рабочая минута, девушка в комбинезоне и косынке. Ей помогали такие же символические фигуры: Час, Минута, Секунда. Можно было предполагать, что рядом с условны­ми персонажами - реальные герои вечера - метростроевцы будут выглядеть чужеродно. Но оказалось, что это не так. Присутствующие на вечере воспринимали его материал как интересно развивающийся рассказ о делах предприятий, не смущались, когда в ткань его вплетались проблемы финан­сирования строительства метрополитена в столице, посто­янных взаимных неплатежей, недоукомплектования оборудования и т.д. Они находили свое разъяснение в конкретных примерах производственных дел на строитель­ных объектах. Лучшему усвоению содержания помогло наглядное подтверждение фактов. На экран проецировались взятые из газеты «Вечерняя Москва» рисунки и цифры: что, например, можно произвести, сэкономив один киловатт/час электроэнергии. Из «Экономической газеты» были использованы данные о емкости одного процента работы подземной электрической железной дороги. На экране показывались не только общие цифры по метрострою, а основополагающими были цифры и примеры о цене рабочего времени. Экранное проецирование рисунков и цифр являлось иллюстрацией выступлений начальника планового отдела Метростроя тов. Зарубина И.Ф., начальника участка СМУ-8 тов. Черненко Е.А., бригадира

проходчика Новожилова П.А. и других, а также специально

также специально подготовленной артистами народного те­атра Дворца культуры сценки под названием «Цифры». Эта сценка включала в себя следующие короткие фрагменты: «Рабочая пятидневка столицы» и «Время, потерянное и найденное», в которых чествовались строители, по-хозяйски относящиеся к рабочему времени, материальным и энергетическим ресурсам, и бичевались нерадивые, которые не берегут свое время, вольготно растранжиривают элек­троэнергию, сырье, материалы. Эта сценка явилась поводом для обобщения, которое сделал главный инженер Метрост-роя. На приведенных в театральной сценке примерах он сделал теоретический вывод, что рабочее время в овеществ­ленном виде представляется в виде стройматериалов, ме­талла, электроэнергии, топлива, что бесхозяйственное от­ношение к ним есть та же потеря общественного рабочего времени. Такой популизаторский прием позволил целена­правленно разъяснить важность экономии рабочего труда нашего общества. Когда специалисты Дворца культуры раз­рабатывали сценарии вечера, нашлись противники подачи серьезного материала в сочетании его с театрализованной формой, с символическими персонажами. Но скептики убе­дились на вечере, что формы культурно-досуговой деятель­ности не «вульгаризируют» пропаганду экономических зна­ний, а следуя примеру известных ученых К.А.Тимирязева, академика Н.Н.Блохина и многих других, умело сочетаю­щих сложные научные понятия с популярным изложением, не упрощают их, а излагают так просто, чтобы они были понятны широкой аудитории.

Штампы и стереотипы в построении культурно-досуговых программ сводят информацию к констатации фактов, т.е. к той форме, которая существует нз рабочем со­брании или на производственном совещании. В лучшем случае на программе демонстрируются достижения трудо­вого коллектива.

Демонстрация достижений сводится лишь к статистиче­ской констатации каких-либо положительных явлений и фактов. Такая констатация фактов формирует у аудитории привычку воспринимать информацию о достижениях как явлениях само собой разумеющихся, не осознавать значение и масштабы происходящего на сцене учреждения культуры. Это, в свою очередь, лишает нашу воспитательную работу необходимой активности и действенности. Показ же дости­жений строится на динамичном и доказательном убежде­нии, на выявлении причинно-следственных связей действий человека в том или ином направлении. Почему он поступил именно так, какие причины лежали в основе его достиже­ний - помогли товарищи, узнал о новых приемах труда из литературы или на занятиях школы передового опыта, а за­тем применил эти приемы в своей работе, не хотел отста­вать от других или получил возможность хорошо зарабаты­вать в новых рыночных условиях.

Бывает так, что, рассказывая о достижениях бригады, не вникают в суть ее работы, не вскрывают причины успехов в переходе на рыночную экономику.

Многообразные задачи, которые встают перед учрежде­ниями культуры в оказании помощи трудовым коллективам, решаются на основе социального заказа.

Успеху этой работы призвана всемерно содействовать целеустремленная культурно-досуговая деятельность, кото­рая охватывала бы своим влиянием всех членов трудового коллектива.

Год от года возрастают размах реформ, масштабность и сложность экономических проблем, которые предстоит ре­шать трудовым коллективам во многом по-новому.

К сожалению, на современном этапе деятельность учре­ждений культуры не всегда отвечает тем требованиям, ко­торые неуклонно возрастают перед трудовыми коллектива­ми.

Жизнь настоятельно требует все более глубокого анали­за деятельности учреждений культуры с трудовыми коллек­тивами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: