В каждом развитом обществе жизнь труженика самым тесным образом связана с его трудовым коллективом. Эта связь настолько прочна и естественна, что он не представляет себя вне коллектива. Именно в совместном товарищеском труде человек чувствует себя свободным и равноправным творцом, полновластным хозяином своей судьбы. Только в трудовом коллективе он окончательно утверждается как личность, приобретет умение подчинять свои личные интересы общественным, вносить свой посильный вклад в борьбу за осуществление задач, стоящих перед трудовым коллективом в связи с переходом на рыночные отношения.
Трудовой коллектив - это та ячейка социальной жизни, в которой, как и во всем обществе, неуклонно развивается процессе сближения конкретных людей, вырабатывается чувство коллективизма, взаимопомощи.
Формирование этих качеств, взаимное влияние и духовное обогащение личности и коллектива, воспитание лично-
сти в трудовом коллективе не могут совершаться автоматически, стихийно.
|
|
Процесс этот управляемый, и охватывает он все средства: административные, экономические и культурно-досу-говые, которыми располагают трудовые коллективы и государство в целом.
В сложившейся системе производственных отношений в производственных коллективах клуб занимает важное место, используя многообразные формы массовой, групповой и индивидуальной работы. Достаточно сказать, что только за последние пять лет, кроме рабочего времени, 260 воскресений и столько же суббот, это 1827 свободных вечеров плюс еще вынужденные нерабочие дни. Как их проведут трудящиеся, во многом будет зависеть от специалистов учреждений культуры.
Опыт работы учреждений культуры в трудовых коллективах показывает, что при хорошей организации они могут успешно содействовать духовному обогащению людей, развитию их трудовой и общественной активности. Все направления деятельности учреждений культуры в помощь трудовым коллективам: трудовое воспитание; нравственное воспитание; борьба за укрепление трудовой дисциплины; экономическое обучение; пропаганда передовых методов труда и управления; организация отдыха трудящихся и членов их семей - подчинены главной цели - мобилизовать трудовой коллектив на повышение эффективности и качества работы, способности реализации производимой продукции.
Трудовой коллектив располагает комплексом различных форм и методов работы в рыночных отношениях.
Отдавая должное роли и значению рыночных отношений, нельзя впадать в крайность и считать, что рынок - антипод плана. Противопоставление рынка плану просто неуместно и не согласуется с реалиями экономики. Сколь бы ни расширялись масштабы применения товарно-денежных
|
|
отношений, это не исключает необходимость планомерного воздействия на развитие экономики и человека. Именно поэтому во всем мире заметна тенденция к усилению планомерности. Наибольший эффект достигается при умелом сочетании планового регулирования и рыночного механизма, когда плановое воздействие осуществляется с учетом требований закона стоимости, а рыночные отношения направляются и контролируются плановыми решениями на микро-и макроуровне.
Рыночные отношения в равной мере базируются как на действии закона стоимости, спроса и предложения, так и на регулирующем воздействии плановых регуляторов, определяющих общие правила экономического поведения.
Экономическая система, претендующая на длительное существование, обязана сочетать решение своих функциональных задач с гуманистическими целями развития личности. Поэтому переход к рыночной экономике не может ограничиваться разработкой непосредственного механизма функционирования рынка. Субъекты рыночных отношений в своем стремлении к максимальным доходам способны пойти на искусственное завышение цен, фальсификацию качества товаров, сокрытие прибылей от налогообложения.
Прочно въевшиеся в общественное сознание пережитки общинного мышления и социализма весьма затрудняют развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности. При этом необходим перелом в общественном сознании, нужно убедить основную массу населения в безусловной нравственности рыночных отношений. В этом велика роль учреждений культуры.
Значимость работы в этом направлении усиливается в связи с расширением контактов нашей экономики с внешним рынком. Для этого учреждению культуры в работе с трудовыми коллективами необходимо:
- обеспечить высокий научный уровень деятельности;
- усилить деловитость и конкретность деятельности, связать с жизнью, с решением хозяйственных и политических задач.
Немалое место в культурно-досуговых программах занимает разъяснение на высоком теоретическом уровне, что делается и что следует сделать для решения очередных социально-экономических и культурных задач. В этих целях при подготовке клубных вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов и других массовых программ стали активней вести борьбу по преодолению «узких мест», за воспитание чувства ответственности не только за свою работу, но и за результаты труда бригады, цеха, завода, фирмы, акционерного общества. Иными словами - воспитание чувства хозяина производства.
Основная проблема в проведении культурно-досуговых программ для трудового коллектива - избежать дублирования, которое осуществляется различными новоиспеченными организациями, особенно теми, которые информируют о состоянии экономики в целом и их предприятия в частности. Это особенно важно, ибо в культурно-досуговой программе должно всегда сообщаться новое, что было неизвестно посетителям до того, или прокомментировать ранее услышанное. Без соблюдения этого требования теряется интерес к посещению учреждения культуры.
Конечно, наиболее эффективным способом является «паблик рилейшнз», которое переводится как «общественные отношения», косвенная реклама - форма пропаганды, призванная создать общественное мнение о товаре, изготовителе, продавце, установление связи с общественностью. Пока ничего подобного нет, когда знакомишься с наглядной агитацией. Не секрет, что данные с монументальных, сделанных на многие годы стендов не работают, потому что на них представлены сведения, которые даны на досках показателей, давно устаревшие, еще дореформенные. Стенды в таких случаях не только ничего нового не сообщают посе-
|
|
тителям - работникам предприятия, т.к. в них отсутствует новизна восприятия, но и просто их дезинформируют.
Просветительная функция по отношению к трудовому коллективу и сейчас остается важнейшей и главной задачей каждого учреждения культуры. Значение ее не только не снижается в современных условиях, а, наоборот, возрастает. Это обусловлено, на наш взгляд, по меньшей мере, тремя обстоятельствами:
- во-первых, повышается роль субъективного фактора, сознания в период реформирования нашего общества;
- во-вторых, бурно развивающиеся рыночные отношения с невиданной быстротой увеличивают значение знаний;
— в-третьих, повышается роль эмоционального воздействия на сознание и трудовую деятельность человека, необходимость снятия отрицательных эмоциональных нагрузок на психику человека.
Сейчас практически на всех программах в учреждениях культуры идет разговор о правах собственности, о создании условий, когда собственник реально может осуществить все или часть своих правомочий в отношении своего имущества.
Что толку числиться собственником, если практически не иметь возможности пользоваться, владеть и распоряжаться собственным имуществом?
Объектом права собственности являются индивидуально-определенные вещи. Поэтому защита права собственности сводится в конечном счете к защите права собственника осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения в отношении конкретной вещи, состоящей в его собственности. И здесь специалистам учреждений культуры надо знать, что защиту права собственности следует отличать от защиты имущественных интересов собственника, которая может производиться различными способами, на-
пример, путем признания сделок недействительными, возмещением убытков и т.п.
Защита права собственности непосредственно осуществляется способами, которые направлены на защиту правомочий в отношении конкретной индивидуально-определенной вещи. К способам защиты права собственности относятся истребование имущества из чужого незаконного владения, которое принято именовать виндикацией, и защита прав собственника от нарушений, не связанных с выбытием имущества из владения (некоторые иски направлены на защиту правомочий в отношении определенной вещи, на защиту абсолютного права).
|
|
Помимо этих двух, имеется и третья группа гарантий права собственности, связанная с защитой интересов собственника при вынесении государственным органом решения, которое непосредственно не связано с изъятием имущества у собственника, но по своим последствиям фактически влечет прекращение права собственности.
Наконец, последняя, четвертая, группа вопросов связана с защитой собственников от принятия органом государственного управления или местного органа государственной власти незаконного решения, нарушающего права собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.
Это тоже доказывает возможность получения в учреждениях культуры помощи посетителям в ответе на эти вопросы. На наш взгляд, только таким путем учреждения культуры могут оказать действенную помощь в деятельности новых форм собственности и формировании отношения к труду как первой жизненной необходимости.
Теперь мы расскажем о вечере «Рабочей минуте — строгий счет», который прошел во Дворце культуры Московского метростроя.
Заслуга специалистов этого учреждения культуры состоит в том, что вечер был построен на фактах жизни тру-
довых коллективов Московского метростроя (вечер проводился в большом зале Дворца, на котором присутствовали представители всех СМУ, завода МКБ-1, тоннельного отряда №6 и т.д.), и, с другой стороны, материал вечера выстраивался на научной основе и популяризировал основные положения экономической теории. Казалось бы, что подобное сочетание будет упрощать и вульгаризировать науку. Однако специалистам Дворца культуры удалось этого избежать. В основу сценария этого вечера был положен принцип театрализации. Ведущая вечера - символический персонаж - Рабочая минута, девушка в комбинезоне и косынке. Ей помогали такие же символические фигуры: Час, Минута, Секунда. Можно было предполагать, что рядом с условными персонажами - реальные герои вечера - метростроевцы будут выглядеть чужеродно. Но оказалось, что это не так. Присутствующие на вечере воспринимали его материал как интересно развивающийся рассказ о делах предприятий, не смущались, когда в ткань его вплетались проблемы финансирования строительства метрополитена в столице, постоянных взаимных неплатежей, недоукомплектования оборудования и т.д. Они находили свое разъяснение в конкретных примерах производственных дел на строительных объектах. Лучшему усвоению содержания помогло наглядное подтверждение фактов. На экран проецировались взятые из газеты «Вечерняя Москва» рисунки и цифры: что, например, можно произвести, сэкономив один киловатт/час электроэнергии. Из «Экономической газеты» были использованы данные о емкости одного процента работы подземной электрической железной дороги. На экране показывались не только общие цифры по метрострою, а основополагающими были цифры и примеры о цене рабочего времени. Экранное проецирование рисунков и цифр являлось иллюстрацией выступлений начальника планового отдела Метростроя тов. Зарубина И.Ф., начальника участка СМУ-8 тов. Черненко Е.А., бригадира
проходчика Новожилова П.А. и других, а также специально
также специально подготовленной артистами народного театра Дворца культуры сценки под названием «Цифры». Эта сценка включала в себя следующие короткие фрагменты: «Рабочая пятидневка столицы» и «Время, потерянное и найденное», в которых чествовались строители, по-хозяйски относящиеся к рабочему времени, материальным и энергетическим ресурсам, и бичевались нерадивые, которые не берегут свое время, вольготно растранжиривают электроэнергию, сырье, материалы. Эта сценка явилась поводом для обобщения, которое сделал главный инженер Метрост-роя. На приведенных в театральной сценке примерах он сделал теоретический вывод, что рабочее время в овеществленном виде представляется в виде стройматериалов, металла, электроэнергии, топлива, что бесхозяйственное отношение к ним есть та же потеря общественного рабочего времени. Такой популизаторский прием позволил целенаправленно разъяснить важность экономии рабочего труда нашего общества. Когда специалисты Дворца культуры разрабатывали сценарии вечера, нашлись противники подачи серьезного материала в сочетании его с театрализованной формой, с символическими персонажами. Но скептики убедились на вечере, что формы культурно-досуговой деятельности не «вульгаризируют» пропаганду экономических знаний, а следуя примеру известных ученых К.А.Тимирязева, академика Н.Н.Блохина и многих других, умело сочетающих сложные научные понятия с популярным изложением, не упрощают их, а излагают так просто, чтобы они были понятны широкой аудитории.
Штампы и стереотипы в построении культурно-досуговых программ сводят информацию к констатации фактов, т.е. к той форме, которая существует нз рабочем собрании или на производственном совещании. В лучшем случае на программе демонстрируются достижения трудового коллектива.
Демонстрация достижений сводится лишь к статистической констатации каких-либо положительных явлений и фактов. Такая констатация фактов формирует у аудитории привычку воспринимать информацию о достижениях как явлениях само собой разумеющихся, не осознавать значение и масштабы происходящего на сцене учреждения культуры. Это, в свою очередь, лишает нашу воспитательную работу необходимой активности и действенности. Показ же достижений строится на динамичном и доказательном убеждении, на выявлении причинно-следственных связей действий человека в том или ином направлении. Почему он поступил именно так, какие причины лежали в основе его достижений - помогли товарищи, узнал о новых приемах труда из литературы или на занятиях школы передового опыта, а затем применил эти приемы в своей работе, не хотел отставать от других или получил возможность хорошо зарабатывать в новых рыночных условиях.
Бывает так, что, рассказывая о достижениях бригады, не вникают в суть ее работы, не вскрывают причины успехов в переходе на рыночную экономику.
Многообразные задачи, которые встают перед учреждениями культуры в оказании помощи трудовым коллективам, решаются на основе социального заказа.
Успеху этой работы призвана всемерно содействовать целеустремленная культурно-досуговая деятельность, которая охватывала бы своим влиянием всех членов трудового коллектива.
Год от года возрастают размах реформ, масштабность и сложность экономических проблем, которые предстоит решать трудовым коллективам во многом по-новому.
К сожалению, на современном этапе деятельность учреждений культуры не всегда отвечает тем требованиям, которые неуклонно возрастают перед трудовыми коллективами.
Жизнь настоятельно требует все более глубокого анализа деятельности учреждений культуры с трудовыми коллективами.