Методика массовой работы учреждений культуры

Практическое решение многообразных и сложных задач учреждения культуры осуществляют преимущественно в массовых формах культурно-досуговых программ, на кото­рых, как правило, присутствует смешанная аудитория. Смешанная аудитория отличается, как правило, пестрым

спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.

Следовательно, специалисту учреждения культуры не­обходимо обладать универсальными знаниями и навыками, как этого требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.

Овладение методикой подготовки и проведения массо­вых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей спе­циалистов учреждений культуры, позволяет определить и уровень научной организации труда, проверить правиль­ность технологического процесса самых трудоемких и мас­штабных культурно-досуговых программ.

Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

Сложность и многоплановость массовых форм культур­но-досуговой деятельности требуют от специалистов глубо­кого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ра­ди чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности.

Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отно­шений, объективных и субъективных условий и факторов.

Введение в структуру массовых форм культурно-досуговой деятельности различных видов искусства и ху­дожественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности по возможности использования выразительных средств и мас­штабам вовлекаемых людей стали эффективным способом организационно-творческой деятельности людей.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выра­зительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержа­ния. «Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму»1.

В каждой массовой форме культурно-досуговой дея­тельности имеются четыре основных компонента: а) содер­жание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория и ее расположение в пространст­ве.

Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, яр­марка, шоу-программы и т.д. - каждая из этих форм в от­дельности, тем более цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких,

1 Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. - Т. 1. - С. 224.

например, как праздники, поднимаются темы истинно на­родные. В них конкретные, местные факты подаются мак­симально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отобра­жения. В основе крупномасштабных форм - торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространствен­ными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направ­лять, на основе регулирования межличностного общения и социально-психологического механизма воздействия.

Процесс общения является исходной предпосылкой по­строения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вы­зывает к жизни всю совокупность человеческих связей, ос­нову которых составляют производственные отношения.

Общение людей различных интересов - сложный и мно­гогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмо­циональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение яв­ляется важнейшим инструментом создания условий, кото­рые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и со­переживаний, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах за­программировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т.е. возможности учреждений куль­туры и их спонсоров в материальном обеспечении, привле­чении художественных сил для решения конкретных задач.

Эта работа позволяет определить, во-первых, форму бу­дущей массовой культурно-досуговой программы (театра­лизованное представление, массово-зрелищное, тематиче­ский вечер, обряд и т.п.), что очень важно знать при состав­лении сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом ориентации на определенную аудито­рию, для которой она будет осуществлена. Затем происхо­дит написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распре­деление функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.

Составление и утверждение сметы расходов на подго­товку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы контролируются членами совета учреждения культуры.

Успех здесь во многом зависит от того, насколько в тех­нологическом процессе точно учитывались социально-психологические механизмы объединения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и активный характер.

Важное значение в подготовке массовой формы куль­турно-досуговой программы имеет умелый подбор творче­ских работников, прежде всего, сценариста-режиссера.

Однако немногочисленность кадров, способных квали­фицированно подготовить и провести культурно-досуговую программу, тормозит поиск новых творческих решений.

Все большую роль в подготовке массовых форм куль­турно-досуговой деятельности стала играть группа техниче­ского обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето­вое оформление, радиофикацию, отвечает за транспорт, и группа материально-хозяйственного обеспечения, которая организует обеспечение питания и торгового обслуживания сувенирами, охрану порядка и медобслуживание.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и дра­матургической организации материала.

Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популяр­ными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллекту­альный, спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, ве­чера вопросов и ответов: «Что нового, господин дирек­тор?»;, «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.

У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребля­ется в привычном, буквальном значении, то его опреде­ляющей характеристикой является вторая часть термина -«митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обу­словливает отбор содержания, указывает на приемы и спо­собы достижения цели.

Для методики и проведения вечера, кроме точного опре­деления типа вечера, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения в подготовке и проведении вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все.жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, может исказить смысл содержания. При этом никакая кон­центрация выразительных средств сама по себе не гаранти­рует качества. Дело не столько в обилии разнообразных ху­дожественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании.

Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал.

Возникнув как оперативная, информационная форма клубной работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших дней, но и получил дальнейшее разви­тие. Следует уметь различать общую и конкретную инфор­мацию, которую несет устный журнал, акцентировать вни­мание на необходимости использования новых материалов.

При организации работы редколлегии журнала учиты­вают следующие моменты: планирование работы редколле­гии, распределение обязанностей между ее членами, работа по отбору материала, с выступающими, ведущими, подго­товка связок между страницами и их организация в единое целое, художественное оформление устного журнала. За­конченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения событий, введение методов иллюстриро­вания и театрализации позволяют специалистам эффектив­но использовать устный журнал в культурно-досуговой дея­тельности и в современных условиях.

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

- четкое осмысление и понимание цели всеми участни­ками;

- анализ вида, типа и жанра массовой формы;

- определение содержания, соответствующего цели программы;

- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);

- создание условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

— выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.

Таким образом, массовая форма культурно-досуговой программы - это и способ организации содержания и его донесения до зрителей, и методика организации восприятия материала на основе культурного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: