ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Цели работы: изучить конструкции и принцип действия механических передач; определить кинематические и силовые параметры передач.
Теоретические сведения
Механические передачи по принципу работы делят на передачи трением с непосредственным контактом тел качения (фрикционные) и с гибкой связью (ременные); передачи зацеплением с непосредственным контактом (зубчатые и червячные) и с гибкой связью (цепные).
Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с натяжением и передающего окружные усилия с помощью сил трения. Ремни выполняют плоскими, клиновыми, поликлиновыми и круглого сечения. Необходимым условием работы ременной передачи является натяжение ремня, которое должно сохраняться в условиях эксплуатации. Натяжение осуществляется перемещением одного из шкивов натяжным роликом или пружиной, автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжения в зависимости от нагрузки. Ременные передачи, как правило, применяют для передачи движения параллельными валами, вращающимися в одну сторону (открытые передачи). В легких передачах благодаря закручиванию ремня возможна передача движения между параллельными валами, вращающимися в разные стороны, и между перекрещивающимися.
Основными требованиями, предъявляемыми к ремням, являются необходимая прочность при переменных напряжениях и износостойкость, достаточный коэффициент трения со шкивом, невысокая изгибная жесткость.
Этим требованиям удовлетворяет высококачественная кожа, однако вследствие дефицитности применяется редко. Наиболее распространенными являются прорезиненные тканевые ремни, имеющие достаточно высокую нагрузочную способность, удовлетворительную долговечность при работе со скоростями до 30 м/с. Основным несущим элементом является высокопрочная хлопчатобумажная ткань – бельтинг.
В современных конструкциях машин применяют ремни из синтетических материалов, допускающие рабочие скорости до 75 м/с и имеющие значительно большую прочность и долговечность. Передачи с клиновыми ремнями обладают большей тяговой способностью за счет клинового эффекта.
Передаточное отношение ременной передачи с учетом наличия упругого скольжения ремня по шкивам
i = n1/n2 = D1/D2x, (1)
где x - коэффициент, учитывающий упругое относительное скольжение ремня; x=0,99 - 0,98.
Зубчатые передачи. Эти механизмы с помощью зубчатого зацепления передают или преобразуют движение с изменением угловых скоростей и моментов. Зубчатые передачи (рис.1.1) между параллельными осями осуществляются цилиндрическими колесами с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Передачи между пересекающимися осями осуществляются коническими колесами, передачи между перекрещивающимися осями винтовыми колесами. Меньшее зубчатое колесо в паре называется шестерней, большее – колесом.
Зубчатые передачи в строительных машинах применяются наиболее широко. По сравнению с другими механическими передачами они имеют малые габариты, высокий КПД (h =0,99 - 0,97), большую долговечность и надежность, постоянство передаточного отношения ввиду отсутствия проскальзывания, возможность применения в широком диапазоне моментов, скоростей и передаточных отношений. К недостаткам относятся шум при работе на значительных скоростях и недостаточно качественном исполнении.
Рисунок 1. Виды зубчатых колес
а - цилиндрические прямозубые; б - цилиндрические косозубые; в - цилиндрические шевронные; г - конические прямозубые; д - конические с круговым зубом; е - винтовые; ж- свнутренним зацеплением; з - с реечным зацеплением
Основными параметрами, определяющими зубчатую передачу, кроме модуля и шага являются: число зубьев шестерни и колеса, передаточное число;межосевое расстояние -выбирается из стандартизованных рядов; высота зуба, высота головки зуба.
Червячные передачи передают вращение между перекрещивающимися осями и относятся к зубчато-винтовым передачам. Они состоят из винта - червяка с трапецеидальной или близкой к ней резьбой и косозубого червячного колеса с зубьями особой формы, получаемой в результате взаимного сгибания с витками червяка. В отличие от винтовых передач осуществляется линейный контакт.
В строительных машинах червячные передачи применяются с передаточным числом i = 8 - 60 при количестве заходов червяка соответственно 4 - 1. При этом h = 0,9 - 0,65. Для повышения КПД червячной пары за счет снижения сил трения зубья колеса делают из антифрикционного материала - качественной бронзы, а зуб червяка закаливают и шлифуют. Вследствие низких КПД червячные передачи используют в основном в передачах с небольшими мощностями – 40 - 50 кВт и реже до 200 кВт при скоростях до 13 м/с. Основными параметрами червячной передачи являются шаг pt(мм) и модуль m(мм).
Кроме прямых червяков с различными профилями зубьев изготовляются вогнутые так называемые глобоидные охватывающие зубья колеса на некоторой дуге. Такие червячные передачи обладают высокой несущей способностью вследствие большого количества зубьев, находящихся одновременно в зацеплении. Однако они более сложны в изготовлении, монтаже и регулировке, особенно после некоторого износа зубьев колеса.
Цепные передачи предназначаются для передачи движения между двумя параллельными валами при достаточно большом расстоянии между ними. Передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и цепи, охватывающей их. Кроме этих основных элементов имеются натяжное и смазочное устройства, а также ограждения.
В строительных машинах в качестве приводных цепей наиболее широко применяют втулочно-роликовые цепи, состоящие из валиков, на которых насажены наружные пластины и свободно поворачивающиеся втулки. На втулки напрессованы внутренние пластины и свободно посажены ролики. В качестве тяговых цепей в конвейерах, рабочих органах цепных экскаваторов используются обычно длиннозвенные втулочные цепи.
К достоинствам цепных передач относят: возможность передачи движения на значительные расстояния; меньшие, чем у ременных передач, габариты, отсутствие скольжения; достаточно высокий КПД (h = 0,98 - 0,94), возможность легкой замены цепи. К недостаткам цепных передач относят: сравнительно быстрый износ шарниров, работающих в условиях попадания абразива; требуют более сложного ухода - смазки, регулировки в сравнении с клиноременными передачами; значительные вибрации и шум при достаточно высоких скоростях и невысокой точности элементов конструкции.
Валы и оси имеют аналогичные формы и служат для поддержания вращающихся деталей. В отличие от осей валы предназначены для передачи крутящего момента вдоль своей оси. Многие типы валов подвержены действию как крутящих моментов, поперечных и осевых сил, изгибающих моментов.
Для соединения вращающихся деталей с валами применяют шпонки (от одной до трех по окружности вала) или делают шлицевые соединения. Валы в большинстве случаев выполняют ступенчатыми.
Гибкие валы применяют для передачи крутящего момента между узлами машин или агрегатами, меняющими свое относительное положение при работе.
Гибкие валы состоят из сердечника и нескольких плотно навитых слоев проволок. Соседние слои имеют противоположное направление навивки. Толщина проволок наружных слоев больше, чем внутренних, гибкие валы заключают в металлическую, резиновую или тканевую броню, которая защищает гибкий вал от повреждений, загрязнений и сохраняет на нем смазку.
Подшипники предназначаются для поддерживания вращающихся валов и осей в пространстве и восприятия действующих на них нагрузок. Кроме осей и валов подшипники могут поддерживать детали, вращающиеся вокруг осей и валов, например катки, шкивы, шестерни и др.
По виду трения подшипники разделяют на подшипники скольжения и качения. Подшипники скольжения - это опоры вращающихся деталей, работающих в условиях относительного скольжения поверхности цапфы по поверхности подшипника, разделенных слоем смазки. Подшипники качения - это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения.
В качестве отдельных узлов механических передач в строительных машинах широко применяют редукторы, коробки скоростей, коробки отбора мощности, реверсы.
Зубчатые и червячные редукторы – это механизмы, выполняемые в виде отдельных агрегатов и служащие для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов.
На рис. 2 приведены схемы зубчатых цилиндрических, конических и червячных редукторов. Для малых передаточных чисел – до i = 8 - 10 во избежание увеличения габаритов применяют одноступенчатые редукторы (рис.2 а).
Основное распространение имеют двухступенчатые редукторы с i = 8 - 50 (рис. 2б,в) и одноступенчатый червячный редуктор (рис. 2 е). При больших передаточных числах используют трехступенчатые передачи (рис. 2 г,д).
Рисунок 2 – Кинематические схемы редукторов
А) – одноступенчатые редукторы;
Б) В) – двухступенчатые редукторы;
Г) Д) – трехступенчатые передачи;
Е) – одноступенчатый червячный редуктор.
Таблица 1 – Исходные данные
Номер варианта | Мощность электродвигателя, N, Вт | Частота вращения вала двигателя, n 1 | Передаточное отношение червячного редуктора, i ч.р. |
12,5 |