Заказные CMS

При текущем развитии рынка систем управления сайтами, создание заказной системы требуется исключительно редко. Однако, такие случаи могут встретиться в крупных сложных проектах, где система управления сайтами выходит за рамки управления простым контентом и является сердцем сложного веб-приложения. Кроме того, можно встретиться с действующим проектом построенным на одной из таких систем и в силу длительности жизненного цикла сложных веб-сайтов с ней придется работать. Для небольших и простых проектов такая проблема не стоит, потому что эффективнее перевести сайт на одну из стандартных систем и продолжить развитие на ней. Во многом заказные CMS наследуют особенности заказных информационных систем.

Рассмотрим некоторые причины создания заказных CMS. Заранее нужно оговориться о широком разбросе решений в этом классе: от запутанного набора скриптов до больших развитых систем. Мы будем ориентироваться на те случаи, когда разработка заказной CMS оправдана. Можно выделить следующие причины разработки заказной CMS.

l Технологическая платформа (среда функционирования). Большинство коробочных систем управления сайтами ориентированы на общепринятые ОС, языки программирования, устройства вывода и СУБД. Если стандартное окружение среды по какой-либо причине не может быть реализовано и требование по функционированию именно на этой платформе жестко, то может быть разработано специальное решение, ориентированное на специфичные средства. Однако, развитие виртуализации операционных систем делает такую ситуацию редкой.

l Специфическая функциональность. Это самая распространенная причина разработки заказных систем. Вариации довольно широки. Ярким примером может служить портал электронного СМИ (например, интернет-версия газеты). В этом случае система управления сайтом (скорее даже, управления контентом) должна точно учитывать внутренние бизнес-процессы производства и публикации контента, то есть эмулировать работу обычной редакции в интернет-среде.

Для успешной реализации специфической функциональности требуется точное описание требований и проектирование как системной части, так внешнего вида сайта.

Еще один вариант реализации специфической функциональности: создание надстройки над существующей (готовой) системой для закрытия недостающих возможностей. Такой подход может значительно снизить затраты ресурсов на разработку решения «с нуля».

Однако, при принятии решения о создании CMS, стоит подробно рассмотреть имеющиеся предложения на рынке. Возможно, похожее решение уже есть и его можно использовать.

l Нестандартный контент. Если содержимое сайта резко отличается от общепринятого текстового контента, то могут понадобиться специальные средства для работы с ним. Например, крупные мультимедиа-хранилища должны обладать возможностями по оперированию огромными массивами данных.

l Потребности в глубокой интеграции с ИС. Существуют веб-проекты, где основная смысловая нагрузка приходится на взаимодействие с существующей ИС. При этом сайт настолько сильно завязан на данные из ИС, что работы по интеграции стандартных систем управления сайтами нецелесообразны. В этом случае приоритет в области средств разработки и платформы отдается информационной системе, а веб-сайт становится еще одним вспомогательным интерфейсом. В некоторых вариантах решений систему управления сайтами сложно отделить от ИС. Альтернатива заказной CMS это использование сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) в проекте.

Как при создании, так и при эксплуатации заказной CMS основное внимание стоит уделить вопросам поддержки и развития такой системы. Нелишним будет провести исследование совокупной стоимости владения всего решения, для обоснования экономической эффективности.

Для снижения рисков, связанных с некачественной поддержкой системы, стоит учитывать несколько факторов, повышающих прозрачность заказной CMS для разработчиков и пользователей:

1. пользовательская документация;

2. техническая документация;

3. соглашения по стилю программирования;

4. применение стандартных шаблонов проектирования и практик;

5. использование распространенных (наиболее популярных) средств в веб-разработках;

6. наличие надежного разработчика с возможностью консультаций и помощи в доработке CMS.

Похожие рекомендации можно отнести и к коробочным системам управления сайтами, но для заказных важность этих требований возрастает. Особенно это касается последнего пункта в вышеприведенном списке (наличие контакта с разработчиком), так как система индивидуальная и сообщество пользователей или разработчиков отсутствует.

В заключение можно сказать, что подходить к разработке заказной CMS стоит ответственно, с привлечением менеджеров, имеющих опыт подобных проектов. Еще раз повторим, что в большинстве случаев можно использовать существующие разработки, не начиная писать систему с чистого листа. Как компромиссный вариант: взять за основу достаточно гибкую систему с возможностью расширения модулей заказными и реализовать программную часть на ее платформе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: