-. com,.exe – так называемые загрузочные модули, т.е. файлы готовые к выполнению программы;
- .bat – командные файлы, содержащие команды, которые вызывают для выполнения определенную последовательность программы;
- .txt – текстовые файлы, созданные в текстовых редакторах;
- .doc,.docx – текстовые документы, файлы, созданные в текстовых процессорах;
- .bas,.pas,.for,.c,.c++,.asm, - файлы, содержащие исходные модули программ на языках программирования байсик, паскаль, фортран, си, си++, ассемблер;
-. obj – объектные модули программ;
- .ch,.h - INCLUDE -файлы, которые содержат исходные модули стандартных программ, подключаемые к пользовательским программам на уровне трансляции, т.е. в момент формирования объектного модуля; являются принадлежностью программной среды;
- .lib – библиотечные файлы; функции этих библиотек вставляет в программы пользователя программа, формирующая из объектного модуля загрузочный модуль, т.е. программа LINK;
- .dll – библиотеки из загрузочных модулей;
- .map – содержат таблицы, которые может использовать программист для отладки своих программ;
- .bak - копии файлов, создаваемые некоторыми программами перед изменением этих файлов;
- .tmp – файлы, которые создает системы для обработки сбоев в ее работе;
- .jpg,.pcx,.bmp – файлы, созданные в графических редакторах;
- .fnt - файлы, в которых находятся коды шрифтов для дальнейшего их использования программами-редакторами и программами-драйверами;
- .ini – файлы с начальными установками для какой-либо системы, файлы инициализации;
- .ext – для организации определенной последовательности действий при нажатии клавиши ENTER на файлах, имеющих расширение, отличное от.com и.exe;
- .zip,.arj,.rar,.iha – расширения с архивными файлами, созданными специальными программами-архиваторами;
- .aoz,.hlp,.h!, read.me – файлы помощи.
Имя файла должно быть уникально, иначе невозможен однозначный доступ к данным. Уникальность имени обеспечивается автоматически. Создать файл с именем, которое уже имеется, пользователь не может.
Хранение файлов организуется в иерархической (древовидной) структуре.
Иерархическая структура организации файлов на внешнем носителе информации называется файловой структурой.
В качестве вершины структуры служит логическое имя носителя, на котором сохраняются файлы. Файлы группируются в каталоги (папки), внутри которых могут быть созданы вложенные каталоги (папки).
Путь доступа к файлу начинается с имени устройства и включает все имена каталогов (папок), через которые проходит. В качестве разделителя используется символ «\». По сути, путь к файлу определяет местоположение файла на внешнем носителе.
Уникальность имени файла обеспечивается тем, что полным именем файла считается собственное имя файла (т.е. его название, заданное пользователем) с путем доступа к нему. Также полное имя файла содержит, так называемое, расширение, которое показывает тип файла. Расширение от названия файла отделяется символом (.) точка. Например, файлы могут иметь такие полные имена:
D:\Мои документы\761\Иванова\Лабораторная работа 1.txt
Или
D:\Мои документы\761\Петров\Лабораторная работа 1.txt
Оба файла имеют одинаковое собственное имя и размещены на одном носителе, но отличаются путем доступа. Т.е. полные имена у них разные.
Очевидно, что логическая организация файлов достигается объединением их в каталоги, Каталог содержит файлы, объединенные по какому-либо признаку – их создателем, их тип, тема и т.п. Каталог запоминается на носителе как файл, который содержит информацию о входящих в него файлах. Каталогов на носителе может быть много, и они могут иметь различные степени вложенности. Все каталоги, находящиеся на носителе, образуют иерархическую (древовидную) структуру (для операционных систем семейства Windows).