ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
Опыт 1. Определение содержания золы в разных частях растений.
Опыт 2. Микрохимический анализ золы растений.
В состав растений входят почти все известные химические элементы. При сжигании растительного материала углерод, азот и водород улетучиваются в виде воды, СО2 и других оксидов. Остающийся нелетучий осадок (зола) содержит элементы, называемые зольными. Их содержание у различных растений и в разных частях одного и того же растения неодинаково и зависит от состава почвы, физиологических особенностей и возраста растения.
На количество золы, образующейся при сжигании разных частей растения, влияет также соотношение в них живых и мертвых клеток. Мертвые клетки состоят из одних клеточных стенок, в которых находится небольшое количество кальция или кремния, тогда как в цитоплазме и органеллах живых клеток содержится много зольных элементов как в составе органических веществ (сера – в белках, фосфор – в нуклеиновых кислотах и фосфолипидах, магний – в хлорофилле и т.п.), так и в форме ионов.
|
|
Зола в растении составляет приблизительно 5% от массы сухого вещества. Однако отдельные органы растений сильно различаются по содержанию золы. Ее больше там, где преобладают живые клетки. Так, в среднем в древесине – около 1% золы, в семенах – около 3%, в стеблях и корнях – 5%, а в листьях – 15%.
Опыт 1. Определение содержания золы в разных частях растений.
Материалы и оборудование:
1. Растения: хорошо высушенные на воздухе ткани и органы растений (древесина сосны, березы и других растений, наколотая лучинками; листья лучше собирать в конце лета, когда в них накапливается много зольных элементов), соцветия, плоды, семена.
2. Фарфоровые тигли, прокаленные и охлажденные в эксикаторе (перед прокаливанием номера на тиглях обозначить концентрированным раствором FeCl3).
3. Тигельные щипцы.
4. Спиртовка.
5. Штатив с кольцом.
6. Фарфоровый треугольник.
7. Ступка.
8. Весы с разновесами.
9. Муфельная печь.
10. Эксикатор.
11. Скальпель.
12. Препаровальные иглы (2 шт.).
13. Этанол.
14. Глянцевая бумага.
15. Спички.
16. Рукавицы.
Ход работы:
1. Озоление древесины.
Предварительно прокаленный, очищенный от нагара и охлажденный в эксикаторе тигель взвешивают с точностью до 0,01 г. Отдельно взвешивают 3 г тонко наколотых лучинок. В конец лучины втыкают препаровальную иглу, зажигают другой конец и за иглу держат им несколько вверх над открытым тиглем, поставленным на лист глянцевой бумаги (для собирания золы, падающей мимо тигля). Остатки сгоревшей лучины собирают в тигель и прокаливают в муфельной печи до полного выжигания остатков угля.
|
|
2. Озоление листьев и семян.
Материал измельчают, растирают в ступке, помещают в предварительно прокаленный и взвешенный тигель. Навеска должна составлять 0,5-1 г. Открытый тигель помещают на фарфоровый треугольник, закрепленный в штативе, добавляют 1-2 мл спирта и поджигают. После прекращения горения процедуру со спиртом повторяют еще раз. Заканчивают озоление в муфельной печи.
Тигли выставляют на металлическую полочку муфельной печи и проверяют полноту сжигания, о которой судят по отсутствию в золе несгоревших частей и угля. Перемешивают золу двумя тонкими препаровальными иглами или кусочками проволоки. Если после продолжительного прокаливания не произошло полного сгорания (остаются кусочки спекшегося угла), тигель следует охладить, добавить в него несколько капель спирта, содержимое перемешать препаровальными иглами и повторно прокалить при высокой температуре в муфельной печи.
Все операции по сжиганию растительного материала проводят под тягой.
После того как озоление закончено, тигли переносят в эксикатор. При полном охлаждении их взвешивают и определяют количество золы, содержащейся в исследуемом материале. Данные вносят в таблицу.
Таблица.
Содержание золы в исследуемом материале
Растение, орган | № тигля | Масса, г | Содержание золы, % | ||||
Пустого тигля | Тигля с материалом | Тигля с золой | Материала | золы | |||
Задание: описать работу. Сделать вывод о содержании золы в различных органах растений; в одноименных частях разных растений. Высказать свои суждения о причине этих различий.