1. Строим иерархию (табл. 5.1.)
Где:
А1, А2, А3 – критерии «цена, функциональность, дизайн»
В1, В2, В3, В4, В5 –альтернативы «OPEL ASTRA, VOLKSWAGEN GOLF, NISSAN TEANA, TOYOTA CAMRY, HONDA CIVIC».
2. Рассмотрим матрицу парных сравнений для критериев и рассчитываем оценки.
Для этого строим матрицу размерностью 3х3 (по числу критериев) и подпишем строки и столбцы наименованиями сравниваемых критериев.
Заполняем (таб. 5.2.). Для этого попарно сравниваем критерий из строки, с критерием из столбца по отношению к цели – выбору телефона. Значение из шкалы относительной важности (таб. 5.1.) вписываем в ячейки, образованные пересечением соответствующей строки и столбца.
Таблица 5.2.
Критерии | Цена | Функциональность | Дизайн |
Цена | 1/5 | ||
Функциональность | 1/5 | 1/3 | |
Дизайн | 1/3 |
Сначала определяем оценки компонент способного вектора.
Таблица 5.3.
Критерии | Цена | Функциональность | Дизайн | Оценки компонент собственного вектора | Нормализованные оценки вектора приоритета |
Цена | 1/5 | 1,3797 | 0,5567 | ||
Функциональность | 1/5 | 1/3 | 1,0985 | 0,4432 | |
Дизайн | 1/3 | 1,4614 | 0,5896 | ||
Сумма: | 2,4782 | ||||
3. Строим матрицу парных сравнений для альтернатив (телефоны) по каждому критерию и рассчитываем оценки.
|
|
Для этого строим матрицу размерностью 5х5 (по числу альтернатив) и подпишем строки и столбцы наименованиями альтернатив.
«Критерий цены»
Таблица 5.4.
Альтернативы | Opel Astra | Volkswagen Golf | Nissan Tiana | Toyota Camry | Honda Civic | Оценки компонент собственного вектора | Нормализо-ванные оценки вектора приоритета |
Opel Astra | 1/5 | 1/3 | 1,0985 | 0,1399 | |||
Volkswagen Golf | 1/3 | 1/3 | 1,1219 | 0,1429 | |||
Nissan Tiana | 1/5 | 2,0049 | 0,2555 | ||||
Toyota Camry | 1/3 | 1/3 | 1,1219 | 0,1429 | |||
Honda Civic | 3,4997 | 0,4459 | |||||
Сумма: | 7,8469 |
«Критерий функциональности»
Таблица 5.5.
Альтернативы | Opel Astra | Volkswagen Golf | Nissan Tiana | Toyota Camry | Honda Civic | Оценки компонент собственного вектора | Нормализо-ванные оценки вектора приоритета |
Opel Astra | 1/3 | 1/5 | 1,3685 | 0,1405 | |||
Volkswagen Golf | 1/3 | 1/3 | 1/5 | 1/3 | 1,2325 | 0,1265 | |
Nissan Tiana | 1/3 | 2,2679 | 0,2329 | ||||
Toyota Camry | 1/3 | 1,3685 | 0,1405 | ||||
Honda Civic | 3,4997 | 0,3594 | |||||
Сумма: | 9,7371 |
«Критерий дизайна»
Таблица 5.6.
Альтернативы | Opel Astra | Volkswagen Golf | Nissan Tiana | Toyota Camry | Honda Civic | Оценки компонент собственного вектора | Нормализо-ванные оценки вектора приоритета |
Opel Astra | 1,6952 | 0,2144 | |||||
Volkswagen Golf | 1,8384 | 0,2325 | |||||
Nissan Tiana | 1/3 | 1/3 | 1/3 | 1,6397 | 0,2073 | ||
Toyota Camry | 1,5518 | 0,1962 | |||||
Honda Civic | 1/5 | 1/5 | 1/5 | 1/7 | 1,1813 | 0,1494 | |
Сумма: | 7,9064 |
4. Рассчитаем вектор глобальных приоритетов.
|
|
Подсчитываем значение глобального приоритета для каждой из альтернатив как сумму произведений значения вектора приоритета для критерия и значения вектора локального приоритета этой альтернативы в отношении данного критерия.
Таблица 5.7.
Альтернативы | Критерии | Глобальные приоритеты | ||
Цена | Функциональность | Дизайн | ||
Численное | значение вектора | приоритета | ||
0,5567 | 0,4432 | 0,5896 | ||
Opel Astra | 0,1399 | 0,1405 | 0,2144 | 0,2664 |
Volkswagen Golf | 0,1429 | 0,1265 | 0,2325 | 0,2725 |
Nissan Tiana | 0,2555 | 0,2329 | 0,2073 | 0,3676 |
Toyota Camry | 0,1429 | 0,1405 | 0,1962 | 0,2573 |
Honda Civic | 0,4459 | 0,3594 | 0,1494 | 0,4954 |
Вывод
Мои результаты вычисления показали, что мы можем выбрать автомобиль Honda Civic – так как он подходит по всем критериям.
В ходе работы я изучил принцип метода иерархии, произвел оценку и выбор объекта согласно варианта выбранного мной, использовал метод анализа иерархии (МАИ).