Расположение

Второй этап риторического канона – расположение (dispositio). О важности этого этапа риторической деятельности говорил Н.Ф. Кошанский в «Общей риторике»: «ничто так не важно для Сочинения, как Расположение…и ничем меньше не занимаются начинающие, как расположением. Они всё внимание обращают на прелестные выражения, на цветущие слова и картины, не думая и не подозревая, что истинное красноречие всех веков и народов состоит…в Искусстве располагать и составлять сочинение…Всё искусство расположения состоит в том, чтобы скрыть искусство; и показать, что не оно, а сама натура располагает вашими чувствами и ходом вашего сочинения».

Разрабатывая структуру речи, оратор выбирает оптимальный порядок следования содержательных компонентов речи (структурных частей), порядок расположения мыслей в них. Иначе можно сказать, что весь содержательный материал, изобретённый оратором, - оригинальные идеи, интересные примеры, общие места, фактические данные, цитатный материал – всё это располагается в соответствии с замыслом оратора, и таким образом создаётся единственно возможное содержание речи. В результате этой работы получается композиция речи.

На прошлом занятии мы познакомились с различными видами аргументов. На этапе изобретения речи мы как бы получили в свое распоряжение войска - мысли, идеи. Те­перь нам нужно выстроить это войско идей так, чтобы оно было наилучшим образом способно выполнить нашу зада­чу оратора.

Под аргументацией понимается процесс приведения аргументов, доказательств в систему для обоснования те­зиса перед слушателями.

Из приведенного определения видно, что:

- аргументация - это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

- аргументация - это процесс, следовательно, нужно расположить аргументы в определенной продуманной пос­ледовательности.

То, что приводимые вами аргументы образуют систе­му и расположены в определенной последовательности, должно быть, очевидно не только вам, но и вашим слушате­лям, то есть аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели воспринимали аргументы. Та­ким образом, задача оратора - не только предложить не­кую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: