Лабораторная работа №3

Тема: «Исследование прессового соединения с гарантированным натягом»

Группа:

Выполнила:

Проверила:

Цель работы: Определить экспериментально силу запрессовки для группы соединений валиков и втулок, рассчитать минимальный и максимальный натяги и подобрать стандартную посадку, общую для группы соединений.

Оборудование и инструменты: Набор валиков и втулок, штангенциркуль для измерений дета­лей, стенд ДМ37 для запрессовки и выпрессовки соединений, набор эталонов поверхностей для определения высоты микронеровностей.

Теоретические предпосылки.

 
 

Соединение двух деталей по круговой цилиндрической поверх­ности можно осуществить непосредственно без применения болтов, шпонок и т. д. Для этого достаточно при изготовлении деталей обеспечить натяг посадки, а при сборке запрессовать одну деталь в другую (рис. 7.1) *.

*Натягом можно соединять детали не только по круговой цилиндрической поверхности, но и по призматической и др. В практике преимущественное распрост­ранение имеет соединение по круговым цилиндрическим поверхностям.

Натягом N называют положительную разность диаметров вала и отверстия: N=B—A. После сборки вследствие упругих и пласти­ческих деформаций диаметр d посадочных поверхностей становится общим. При этом на поверхности посадки возникают удельное давление р и соответствующие ему силы трения. Силы трения обеспечивают неподвижность соединения и позволяют восприни­мать вращающий момент и осевую силу. Защемление вала во втулке позволяет, кроме того, нагружать соединение изгибающим моментом.

Нагрузочная способность соединения прежде всего зависит от натяга, величину которого устанавливают в соответствии с нагруз­кой. Практически натяг очень невелик, он измеряется микромет­рами и не может быть выполнен точно. Неизбежные погрешности производства приводят к рассеиванию натяга, а, следовательно, и к рассеиванию нагрузочной способности соединения. Рассеивание натяга регламентируется стандартом допусков и посадок. Изучение допусков и посадок является предметом курса «Основы взаимоза­меняемости и технические измерения». В курсе «Детали машин» излагается расчет прочности соединения.

Сборку соединения выполняют одним из трех способов: прессо­ванием, нагревом втулки, охлаждением вала.

Прессование — распространенный и несложный способ сборки. Однако этому способу свойственны недостатки: смятие и частичное срезание (шабровка) шероховатостей посадочных поверхностей, возможность неравномерных деформаций деталей и повреждения их торцов. Шабровка и смятие шероховатостей приводят к ослабле­нию прочности соединения до полутора раз по сравнению со сборкой нагревом или охлаждением. Для облегчения сборки и уменьшения шабровки концу вала и краю отверстия рекомендуют придавать коническую форму (рис. 7.2).

Шабровка поверхностей контакта устраняется полностью при сборке по методу нагревания втулки (до 200...400 °С) или охлаждения вала (твердая углекислота — 79 °С, жидкий воздух — 196 °С). Недо­статком метода нагревания является воз­можность изменения структуры металла, появление окалины и коробления. Метод охлаждения свободен от этих недостат­ков.

Необходимую разность температур / нагрева втулки или охлаждения вала, обеспечивающую свободную сборку, под­считывают по формуле

t=(Nmax+Zo)/(α*d), (7.1)

где Nmax — наибольший натяг посадки; Z0 — минимально необ­ходимый зазор, обеспечивающий свободную сборку (рекомендует­ся принимать равным минимальному зазору посадки Н7/g6); α — температурный коэффициент линейного расширения (для ста­ли и чугуна α ≈10х10-6 °С-1); d — номинальный диаметр по­садки.

Порядок выполнения работы.

1. Измеряют диаметры валика и втулки, длину рабочей поверхности втулки в соответствии с рис.

Соединение с гарантированным натягом

2. Определяют величину микронеровностей по эталонам поверхностей (валик), (втулка).

3. По указанию преподавателя задают глубину запрессовки (см. рис.) и заполняют таб­лицу.

мм мм мм мкм мкм мм мкм мкм мкм
      0,8 0,8   59,6 0,05 -0,006

4. На столе машины растяжения-сжатия ДМ30М закреплена болтами специальная под­ставка ДМ37, в которую устанавливают втулку, в отверстие втулки запрессовывают вал.

Запрессовку вала во втулку производят пуансоном, который закреплён на динамометриче­ском кольце машины. Деформацию кольца динамометра измеряют индикатором. Она про­порциональна силе запрессовки или выпрессовки. Динамометр предварительно протариро­ван. Вращением верхней рукоятки пресса машины пуансон опускают до соприкосновения с валом и затем (постепенно) запрессовывают его во втулку. При достижении заданной вели­чины записывают число делений индикатора () без останова пресса.

Коэффициенты трения покоя и движения различаются существенно, поэтому перемещения пуансона должно осуществляться плавно, без рывков на всём участке запрессовки и вы­прессовки.

После запрессовки вал и втулку переворачивают и выпрессовывают. Полученные резуль­таты записывают в таблицу.

Глубина запрессовки, мм Число делений индикатора Сила запрессовки, Н

5. Рассчитывают силу запрессовки , Н

Н

где – коэффициент пропорциональности, Н/дел.

6. Рассчитывают давление , МПа, на поверхности сопряжения деталей.

Па

где – коэффициент трения для прессовых соединений без нагрева ;

– номинальный диаметр соединения, мм;

– длина запрессовки, мм

7. Рассчитывают действительный натяг , мкм

мкм

где и – коэффициенты

где – коэффициент Пуассона, для стали

– модуль упругости, для стали МПа

8. Определяют расчётный натяг соединения , мкм, до запрессовки с учётом того, что в процессе запрессовки происходит частичная деформация и срезание микронеровностей на поверхности сопряжения деталей

мкм

9. Определяют стандартную посадку по расчётным натягам, вычисленным по данным экспе­римента. Экспериментальные допуски деталей должны быть меньше или равны стандартным и располагаться относительно нулевой линии (номинального размера) внутри стандартных полей допусков.

Согласно рисунку, допуски и посадки деталей соответствуют стандартам, если

где и – максимальные и минимальные натяги стандартных посадок соответст­венно

где es – верхнее отклонение размера вала, ei – нижнее отклонение размера вала, ES – верхнее отклонение размера отверстия, EI – нижнее отклонение размера отверстия.

ø30

Вывод: в ходе лабораторной работы осуществлялось расчётно-экспрементальное определение силы заправки для группы соединения валиков и втулок, расчёт минимальных и максимальных натягов и подбор стандартной посадки. Были изучены с натягом пасадки и определены её основные параметры.


 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: