Введение. Метод «анализ единичного случая» не относится собственно к квазиэкспериментальным

Метод «анализ единичного случая» не относится собственно к квазиэкспериментальным. Дж. Кэмпбеллом [1980] он помещен в разряд так называемых доэкспериментальных планов и продемонстрирован на примере использования одной группы, в которой психические особенности людей могут обсуждаться в контексте «специфики жизни» изучаемого объекта. Однако этот метод можно рассматривать и как общий момент пересечения тем экспериментальной психологии и психологической диагностики. Так, использование функциональных проб, имеющее цель обследования субъекта (и написания психологического заключения), стало классическим средством построения так называемых «экспериментальных патопсихологических методик», известных студентам по книгам Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн. Последующая часть данной работы знакомит с одним из вариантов методик, включение которых в построение так называемого «патопсихологического эксперимента» осуществляется в контексте гипотез психолога о том, какие базисные процессы и психологические свойства подлежат изучению в рамках обследования конкретного человека.

Анализ единичного случая как доэкспериментальный план исследования

В качестве доэксперименталъного такое исследование, включающее принципы анализа единичного случая, позволяет проводить сопоставления индивидуальных показателей по тем или иным функциональным пробам с показателями мысленных контрольных групп, отличающихся по предполагаемым базисным переменным. В отличие от мысленного эксперимента, для такого сравнения здесь используются эмпирические данные, рассматриваемые как аналоги ЗП и реально полученные для так называемых нормативных контрольных групп. Понятие «нормы» имеет здесь то же содержание, что и в любом учебнике психодиагностики, т.е. означает приведение психологических показателей, полученных для определенных эмпирических выборок. Применительно к организации исследований в педагогической психологи понятие «нормы» принимает и другое значение — рассмотрение в качестве контрольной группы психологически «усредненного» ученика.

При отнесении исследований к методу анализ единичного случая в качестве характерного для них момента будет выступать не общность используемых методик, или функциональных проб, а общность логики исследовательской схемы. В ней имплицитно представлено сравнение изучаемого случая (человека, группы людей, ситуации) с классом других подобных случаев, отличающихся от данного по каким-то свойствам, специфике своей «истории» или «жизни».

Для того чтобы иметь возможность объяснения данного случая, исследователь рассматривает его как отдельное проявление типа явлений или процессов, закономерности организации функционирования и динамики которых известны. Как проявляется анализируемое свойство в конкретном единичном случае, а именно в соответствии с предполагаемой причинно-следственной или структурно-функциональной связью или нет, — ответ на этот вопрос и является результатом рассуждений исследователя. В качестве нормативного показателя могут, выступать не только групповая норма, но и индивидуальные данные типичного («нормального») испытуемого. Он выступает при этом идеальным представителем, репрезентирующим в схеме исследования ту отправную точку, по отношению к которой идет анализ обследуемого «единичного случая».

Исследовательская гипотеза о специфике психологических свойств человека при анализе единичного случая является одновременно диагностической гипотезой. Она предполагает предварительное знание об изучаемой закономерности, как общей для «контрольных» случаев (аналогичных изучаемым единичным по другим параметрам), и одновременно возможность не подтвердить предполагаемую закономерность для изучаемого (обследуемого) человека.

Возможность неадекватного навязывания ориентиров сравнений с позиций свойств контрольной группы рассматривается Дж. Кэмпбеллом как основание невалидных выводов [1980]. Такие выводы могут быть следствием того, что при номотетическом подходе, когда свойства субъекта рассматриваются сквозь призму, или перечень, свойств присущих другим людям, может быть упущено именно то, что отличает данного человека от других.

Для так называемого патопсихологического эксперимента характерно сочетание ориентировки психолога на специфику индивидуального случая (контекст идеографического подхода) и нормативные показатели, причем часто учитываемые одновременно для нескольких групп.

Схема «анализ единичного случая» видоизменяется в зависимости от целей исследования, объекта (отдельный человек или группа людей), предмета изучения и используемых методических свойств. В данном задании она будет представлена примером построения исследования отдельного человека в так называемом «патопсихологическом эксперименте» — ППЭ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: