Построение вариационного ряда

Цель работы: знакомство с модификационной изменчивостью в биологии, с использованием математических методов в качестве межпредметной связи. Научиться составлять вариационный ряд, построить его кривую.

Оборудование: таблицы с готовыми антропометрическими показателями, длиной листьев с одного дерева, линейка, карандаш

Ход работы:

1. По результатам исследований 100 школьников 9 классов одной школы получены следующие данные (100 измерений).

Таблица №1. Рост 100 школьников (см)

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2. Записать эти данные в таблицу №2 в порядке возрастания (под №1 – самый низкий рост, под №100 – самый высокий).

Таблица №2

  1 -10 11 - 20 21 - 30 31 - 40 41 - 50 51 - 60 61 - 70 71 - 80 81 - 90 91 - 100
Рост, см                    

3. Используя данные таблицы №2, отложить каждый рост в виде точки на графике №1; где ось ОУ указывает рост, а ось ОХ – частота встречаемости данного роста.

4. По результатам исследования длины листа, взятые с одного дерева, получены следующие данные (100 измерений).

Таблица №3. Длина листа с одного дерева (мм)

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

5. Записать эти данные в таблицу №4 в порядке возрастания (под №1 – самый мелкий, под №100 – самый крупный).

Таблица №4

№ листа 1 -10 11 - 20 21 - 30 31 - 40 41 - 50 51 - 60 61 - 70 71 - 80 81 - 90 91 - 100
Размер, мм                    

6. Используя данные таблицы №4, отложить каждый лист в виде точки на графике №2; где ось ОУ указывает размер, а ось ОХ – частота встречаемости данного размера.

7. Сравнить две вариационные кривые. Где разница в показателях больше?

8. Сделать письменный вывод, какой из типов изменчивости отражен в графиках №1 и №2? Является ли график №1 абсолютно достоверным и сохранятся ли его показатели неизменными через 5-10 лет?

Лабораторная работа

ОПИСАНИЕ ФЕНОТИПОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Цель работы: познакомиться с комнатными растениями и убедиться в их фенотипических особенностях

Оборудование: комнатныерастения 2 видов одного рода (колеус).

Ход работы:

1. Рассмотрите комнатные растения 2 видов одного рода (колеус) и заполните таблицу

№ п/п Признаки   Название видов
Coleus volcano (бордовый) Coleus candidum (зеленый)
  Корневая система      
  Стебель: а) вид (прямостоящий, цепляющийся и др.)    
    б) вид на поперечном срезе    
    в) опушенность    
    г) ветвление    
  Листья а) вид (простой, сложный)    
    б) жилкование    
    в) опушенность черешка    
    г) листорасположение    
    д) край листовой пластинки    
    е) цвет    
  Цветок, соцветие а) вид соцветия    
    б) цвет цветка    
    в) формула цветка    

2. Сделайте общий вывод.

Лабораторная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: