Цель работы: и зучить взаимосвязи в искусственных экосистемах, научиться составлять цепи питания в искусственных экосистемах, объяснять роль каждого звена
Ход работы:
1. Составьте схему пищевых цепей аквариума, в котором обитают рыбы карась и гуппи, улитки прудовик и катушка, растения элодея и валлиснерия, инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните роль каждого звена.
2. Почему даже в хорошем аквариуме рыб приходится кормить животным кормом, тогда как в небольшом пруду они живут и без дополнительной подкормки?
3. Решите задачи
- биомасса сухого сена с 1м2 луга составляет 200г, с вико-овсяного поля – 500г. На основе правила экологической пирамиды определите, сколько гектаров луга потребуется, чтобы прокормить в течение года одного ученика-девятиклассника с массой 54 кг (из них 63% составляет вода) при пищевой цепи трава – корова – человек. А сколько потребуется гектаров вико-овсяного поля?
- на 1м2 площади культурного биоценоза – горохового поля – растет 145 особей гороха посевного (биомасса в сухом виде – 443г) и 170 особей сорных растений (сухая биомасса – 456г) разных видов: осот розовый – 35 особей, осот желтый – 4, молочай обыкновенный – 2, вьюнок полевой – 9, марь белая – 3, щетинник зеленый – 85, пикульник-жабрей – 2, ярутка полевая – 2, пырей ползучий – 25, фиалка полевая – 3. (Фауна не изучалась). Определите показатели данного биоценоза: а) видовое разнообразие биоценоза; б) биомассу (в кг/га и кДж/га); в) что здесь будет численностью видовых популяций.
|
|
Лабораторная работа
ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МОНОГИБРИДНОГО СКРЕЩИВАНИЯ. РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Цель работы: научиться решать генетические задачи на моногибридное скрещивание
Оборудование: тексты задач
Ход работы:
Вариант 1
1. При условии, что серый цвет у мышей доминирует над белым, какое потомство можно ожидать в следующих скрещиваниях:
а) гетерозиготный серый самец и гомозиготная белая самка б) белые родители
в) серые родители, один из них – гомозигота, а другой – гетерозигота.
Могут ли от белых родителей рождаться серые потомки? Могут ли от серых родителей рождаться белые потомки?
Вариант 2
1. Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном, а красная – рецессивным. Каким будет первое поколение от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой?
2. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколения при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющим грушевидные плоды?
|
|
3. Предположим, что скотовод создает большое стадо шортгорского скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять рыжие, белые, чалые животные? Рыжая окраска определяется рецессивным геном, белая – доминантным, а чалая развивается у гетерозигот.
Вариант 3
1. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания
а) черных и коричневых собак, б) двух черных собак.
Можно ли ожидать рождение черных щенков при скрещивании коричневых собак?
2. У овец некоторых пород среди животных с ушами нормальной длины (длинноухие) встречаются и полностью безухие. При скрещивании длинноухих между собой, а также безухих между собой получается потомство, сходное по этому признаку с родителями. Гибриды же между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получится при скрещивании таких гибридов между собой и при скрещивании их с безухой особью?