Задание 2. Определение момента инерции тела с учетом момента тормозящей силы

Вывод расчетной формулы

Рассмотрим тело вращения, у которого на шкив может наматываться нить с грузом массой m на конце (рис. 11). Груз под действием силы тяжести может опускаться, приводя во вращение тело. После того, как груз от отметки h 0 опустится на полную длину нити до отметки h 1, тело, вращаясь по инерции, поднимет груз снова на некоторую высоту до отметки h 2.

Рис.11.

К выводу расчетной формулы

В процессе движения часть механической энергии системы тело-груз расходуется на работу против тормозящей силы и, следовательно, превращается во внутреннюю энергию системы и окружающего воздуха, которые нагреваются. Из этого следует, что тело поднимет груз на высоту меньшую начальной, то есть отметка h 2 всегда будет расположена ниже отметки h 0. Тормозящая сила складывается из силы трения в подшипниках и из силы трения о воздух при движении тела и груза.

Для оценки момента тормозящей силы воспользуемся энергетическими соотношениями. Поскольку силы трения являются диссипативными, то работа тормозящей силы А Т при переходе системы тело-груз из начального состояния в конечное равна

(33)

где - механическая энергия системы «тело-груз» в начальном состоянии; - механическая энергия системы «тело-груз» в конечном состоянии.

Механическая энергия системы складывается из кинетической и потенциальной энергий. В те моменты времени, когда система покоится, кинетическая энергия равна нулю и, следовательно, механическая энергия становится равной только потенциальной энергии системы. Такие состояния системы возникают в начальный момент времени, когда груз находится на отметке h0, и в тот момент, когда, спустившись вниз, груз за счет вращения тела поднимается до отметки h2. Если принять, что на высоте потенциальная энергия груза равна нулю, то приращение механической энергии для выбранных начального и конечного состояний системы равно

, (34)

где h01 - расстояние между отметками h0 и h 1;

h21 - расстояние между отметками h2 и h1.

Будем считать, что момент тормозящей силы в основном связан с вращательным движением тела, т. е. тормозящей силой, действующей на груз, пренебрежем. Тогда элементарная работа момента тормозящей силы равна скалярному произведению где - вектор момента тормозящей силы; - вектор бесконечно малого углового перемещения тела. Оба вектора и направлены вдоль оси вращения, но в противоположные стороны.

Следовательно, .

Полная работа момента тормозящей силы, если предположить, что он постоянен, тогда равна

(35)

где φ02 - угол поворота тела вокруг оси при переходе системы из начального состояния в конечное (груз при этом перемещается от отметки h0 до отметки h2.

При движении груза вниз от отметки h0 до h 1 отметки со шкива сматывается нить длиной . Учитывая, что длина окружности шкива равна 2 πr и каждый оборот шкива соответствует углу радиан, найдем угол поворота шкива при движении груза вниз:

радиан (36)

Очевидно, что при дальнейшем вращении тела до момента, когда груз остановится на отметке h0, оно повернется на угол радиан.

Тогда общий угол поворота тела, соответствующий переходу груза от отметки h0 до отметки h2, равен

радиан. (37)

Подставляя (34) и (35) в (33) найдем

= .

Отсюда, используя (37), получаем формулу для оценки модуля вектора момента тормозящей силы:

(38)

Рассмотрим систему «тело-груз» в начальный момент времени, когда груз находится на отметке h0, а в качестве конечного выберем тот момент времени, когда груз опустился до нижней отметки h1, соответствующей полной длине нити. Опять будем исходить из энергетического соотношения (33).

Для выбранных начального и конечного состояний получим

(39)

где - момент тормозящей силы (38); - угол поворота тела, соответствующий перемещению груза ототметки h0 до h1 (36).

Начальная механическая энергия системы «тело-груз» равна

(40)

Конечная механическая энергия системы складывается из кинетической энергии вращательного движения тела и кинетической энергии поступательного движения груза в момент прохождения им отметки h1:

(41)

где I - момент инерции тела; ω1 – угловая скорость вращения тела в момент времени t1; υ1 – скорость поступательного движения груза в момент времени t1.

Строго говоря, в процессе движения груз за счет упругого растяжения нити опускается чуть ниже отметки h1, тормозится нитью, а затем за счет упругого сжатия нити возвращается на эту отметку.

Предполагая, что движение системы является равноускоренным, для скорости груза на отметке h1 получаем

(42)

где t1 - время, за которое груз опустится от отметки h0 до h1.

Угловая скорость вращения тела в тот же момент времени равна

(43)

где r - радиус шкива, на который намотана нить.

Подставляя (39), (40), (41) в (33), получим

Из этой формулы, учитывая (4), (10) и (11), выражаем момент инерции I:

(44)

где - момент тормозящей силы, который вычисляется по формуле (38).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: