Учебно-методические комплексы дисциплин
«УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ДВС»
Безюков О.К.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
Специальность: | 180403.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок»; 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». |
Санкт-Петербург
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Во избежание несчастных случаев при выполнении работ в учебной лаборатории судовых ДВС необходимо строго соблюдать Правила техники безопасности.
К лабораторным работам допускаются только студенты, получившие необходимую теоретическую подготовку по соответствующим разделам дисциплины «УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ДВС» и прошедшие инструктаж по Правилам техники безопасности.
1. Выполнять лабораторные работы разрешается только на исправных и подготовленных стендах и макетах.
2. В лаборатории студент должен выполнять только те практические операции, которые поручены ему преподавателем и результаты которых он заранее четко представляет.
3. Запуск, изменение режима работы и остановку стендов или двигателей студент выполняет только с разрешения преподавателя.
4. Студент может находиться в непосредственной близости от работающих механизмов только в том случае, если его одежда или прическа не имеют свободно развивающихся частей (пояса, галстука, длинных прядей волос и др.).
5. Студент может самостоятельно без разрешения преподавателя остановить стенд или двигатель, если возник пожар, происходит неконтролируемое увеличение оборотов (разнос двигателя), дальнейшая работа угрожает жизни человека.
6. КАТЕГАРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:
· Пользоваться открытым огнем и курить;
· Находиться в плоскости вращения деталей механизмов и коллекторов электрических машин даже при наличии ограждений;
· Прикасаться к вращающимся, горячим деталям или к их острым кромкам, протирать их ветошью или тканью;
· Производить регулировку или ремонт работающих стендов или двигателей;
· Класть на стенды или двигатели запасные детали, измерительные приборы или инструменты;
· Прикасаться к оголенным электрическим проводам или горячим трубопроводам;
· Включать или выключать осветительные или любые другие электрические приборы;
· Снимать или одевать верхнюю одежду в близи стендов или двигателей.
ВВЕДЕНИЕ
Судовой четырехтактный дизель – это тепловой поршневой двигатель, во внутренних объемах которого происходит циклическое преобразование химической энергии топлива сначала в тепловую энергию продуктов сгорания, а затем в механическую энергию вращающегося коленчатого вала.
В настоящее время ДВС является самым эффективным и распространенным транспортным тепловым двигателем.
Судовые четырехтактные дизели – это основной тип как главных, так и вспомогательных двигателей, устанавливаемых на судах внутреннего и смешенного «река-море» плавания.
Выполнение лабораторных работ по дисциплине «Судовое главное энергетическое оборудование» имеет своей целью закрепление теоретических знаний по конструкции судовых ДВС, полученных на лекциях и при изучении учебной литературы.
В начале занятия преподаватель проводит проверку знаний студентов по предстоящей лабораторной работе. Если студент не знает основного содержания лабораторной работы, то он может быть не допущен к ее выполнению.
В процессе выполнения лабораторной работы студент знакомится с назначением, конструкцией и условиями работы детали или узла двигателя, снимает их основные размеры и проводит эскизирование. Все материалы заносятся в журнал по лабораторным работам, который предъявляется преподавателю. При удовлетворительном качестве выполнения и оформления лабораторной работы преподаватель подписывает ее и допускает студента к защите, которая проводится в конце занятия или в специально отведенное время.
Незачтенная лабораторная работа выполняется студентом вторично.
Для подготовки к лабораторным работам и к их защите может быть использована дополнительная литература, приведенная в конце методических указаний.